Алексеев А. А. Воспоминания актера А. А. Алексеева. [Ч. 1]. – М. : Изд. кн. маг. журн. «Артист» ; Типо-литогр. Т.-ва И. Н. Кушнерева, 1894. – IV, 254 с. : ил., [2] л. фото.

Александр Алексеевич Алексеев (1822 – ?) – актер императорских петербургских и провинциальных театров. Прослужил на сцене более пятидесяти лет.







Каратыгин П. А. Записки : Новое издание по рукописи : [в 2 т.]. Т. 1 / П. А. Каратыгин ; под ред. Б. В. Казанского ; при участии Ю. А. Нелидова, Ю. Г. Оксмана и Н. С. Цемина. – Л.: Academia, 1929. – 451 , [5] с. : ил. , [1] л. портр. – (Памятники литературного быта).

«П. А. и В. А. Каратыгины, это – целая эпоха – притом значительная – русского театра, когда он не только блистал большими талантами, но и создал свои собственные оригинальные жанры – мелодраму и водевиль, наложившие глубокий отпечаток на русскую литературу от Пушкина до Достоевского. В. Картыгин выступает первоначально в классической трагедии, как наследник знаменитого Яковлева; его учитель – прототип Пушкина, архаист Катенин. П. Каратыгин воспитан комедиями и уроками Шаховского. Но оба отходят от своих учителей и поднимаются, с новой волной истории драмы, на ее гребень и опускаются вместе с нею. <…> Записки П. А. Каратыгина отражают это пятидесятилетие петербургского театра очень ярко и сильно, но внешне занимательно и весело: юмор есть также метод идеализации для преодоления жизни, неприемлемой и непримиримой для прямого, действительного восприятия. Но автор, присяжный остряк и каламбурист, привык писать водевильным пером и даже в черновике своем глубокое негодование выражает обычно в забавной и анекдотической форме. Между тем, он остро чувствует несогласимое противоречие между достоинством артиста и реальным положением его в быту».





Каратыгин П. А. Записки : Новое издание по рукописи : [в 2 т.]. Т. 2 / П. А. Каратыгин ; под ред. Б. В. Казанского ; при участии Ю. А. Нелидова, Ю. Г. Оксмана и Н. С. Цемина. – Л.: Academia, 1930. – 495 с. : ил. , [1] л. портр. – (Памятники литературного быта).








Скальковский, К. А. В театральном мире : Наблюдения, воспоминания и рассуждения / К. Скальковский. – СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1899. – 396 с.

Содержание: Вместо предисловия. Как я сделался театралом. – Исторический очерк. – Барон К. К. Кистер. – Казенные театры в 1881 году. – Театральные реформы. – Монополия и свобода театров. – Из ложи в бенефис г-жи Савиновой. – Французский театр. – Русский автор на французской сцене. – Наш балет. – Итальянские балерины в России. – Еще о балете, феерии и балетной музыке. – Итальянская опера. – О немецком театре. – Постановка пьес. – О праве плескать руками, вызывать и двигаться в театре. – Оперетка. – Наши мейнингенцы. – Приезжие иностранные трупы. – Любительские и благотворительные спектакли. – Развлечения толпы. – Театр в Москве и в провинции. – Театр в Варшаве. – Приготовление артистов. – Спектакли в Великом посту. – О нравственности на сцене и за кулисами.





Теляковский В. А. Воспоминания , 1898-1917 / В. А. Теляковский, бывш. директор имп. театров. – Пб. : Время, 1924. – 368 с.

«С мая 1898 г. по июнь 1901 г. я управлял московскими театрами, а с июня 1901 г. по май 1917 г. состоял директором всех петербургских и московских театров. Совершенно исключительная сложность управления таким обширным театральным делом, подобного которому, по размерам входящих в него составных частей, не существовало и не существует нигде в мире, пробудила меня все более или менее важное, требующее памяти, ежедневно записывать. <…> Ведение дневника моего продолжалось до последнего дня моей службы в дирекции, то есть около 20 лет. Записано было около 16000 страниц, не считая массы приложений: газетных и других статей, карикатур и т.п. <…> Издание всего перерабатываемого мною в настоящее время дневника представляет не малые технические трудности, вследствие обширности материала. Не отдаю себе ясного отчета, насколько такое подробное издание покажется интересным большой публике, а потому попробую сначала познакомить читателей с кратким изложением моих театральных воспоминаний…»

Содержание: Предисловие. – Министерство двора и театральное управление. – Двор и театр. – Театральная публика. – Драма. – Опера. – Балет. – Театральные новаторы. – Театральная печать. – Один из Шаляпинских инциндентов.