Зингер, М. Побежденное море : итоги Карских экспедиций : 22 фотоснимка и 1 карта / Макс Зингер ; с предисл. П. Г. Смидовича. – М. : Советская Азия, 1932.

«Не в тиши кабинета, обставленного книжными полками и украшенного тяжелыми томами энциклопедического словаря, продумывался план и отделывались главы этой книги. Из отдельных записей на ходу, из набросков, сделанных в судовых каютах и в аэропланных кабинах, из отрывков походной записной книжки склеена она. <…> Три года освоения пути через Карское море мимо Ямала, ко вновь открытому материку нижней части бассейна Енисея, ко вновь открытому материку, ибо пустынные водоразделы дают гораздо меньше возможностей связи, чем обширные моря и океаны, отделяющие один материк от другого, ко вновь открытому, ибо впервые освоение морских путей приобщает эти пространства как существенную часть общего хозяйственного строительства; три года выявления богатств этого нового материка».

Содержание: Предисловие П. Г. Смидовича. – Введение. – Побежденное море. – Поход ледокола «Красин» в Карское море (1929). – Красавец Енисей. – Карская экспедиция 1930 г. Поход ледоколов «Малыгин» и «Ленин» в Карское море. – Карская экспедиция 1931 г. – Игарка оказывает помощь Таймырскому нацокругу. – Итоги трех походов.





Островский, Б. Г. Итоги работ советских экспедиций на Крайнем Севере / Б. Г. Островский. – Архангельск : Севкрайгиз, 1933. – (Научно-популярная библиотека Крайнего Севера / под ред. Н. В. Пинегина).

«Брошюра Б. Г. Островского знакомит с работой советских экспедиций на Крайнем Севере в период с 1921 по 1933 год. Большая часть брошюры посвящена изложению итогов работы советских экспедиций 1929-1932 гг. на «Седове», «Сибирякове» и др. судах. В отличие от других книг о Крайнем Севере – брошюра уделяет специальное внимание Шпицбергену».

Содержание: Северное полярное море и его изучение. – Новая Земля. – Шпицберген. – Земля Франца-Иосифа. – Арктика и воздушные экспедиции. – Поход «Сибирякова» вокруг северных берегов Азии в 1932 г.




Островский, Б. Г. Советская Арктика / Б. Г. Островский ; с предисл. проф. В. Визе. – Л. : Леноблиздат, 1931.

«Мы хотим использовать наши громадные полярные пространства в целях извлечения из них пользы, в целях социалистического строительства. Это дело новое, а поэтому оно требует предварительной исследовательской работы. Практические результаты этой работы, однако, уже налицо, и о них в своей книге рассказывает Б. Г. Островский. Назначение ее – дать живую картину Советской Арктики. <…> Личное знакомство автора с нашей полярной окраиной облегчило ему выполнение стоявшей перед ним задачи. Его книга – не компилятивный кабинетный труд, но в значительной мере результат собранных наблюдений, и это особенно ценно».

Содержание: Проблемы Арктики. – «Советская Канада» (Карело-Мурманский край). – Новая Земля. – На крайнем северном форпосте Союза. – К неведомым землям и островам. – Через Карское море в Сибирь. – Великий северный путь. – Страна векового запустения (Якутия и якуты). – В стране мамонтовых клыков. – Остров Врангеля. – Арктика и воздухоплавание. – Международный полярный год.





Черниговский, Н. Т. Полярные будни : [зимовки на полярных станциях Маточкин Шар, Остров Уединения, Мыс Челюскина : очерки] / Н. Черниговский. – Л. ; М. : Изд-во Главсевморпути, 1940.

Содержание: МАТОЧКИН ШАР, 1931/32 год: Утро метеоролога. – К Новой Земле. – Старая смена. – Первая охота. – Полярной ночью. – Песцы. – День в обсерватории. – Гости. – Первое мая. – Карская экспедиция. – ОСТРОВ УЕДИНЕНИЯ, 1934/35 год: Счастливый путь! – «Садко» в дрейфе. – Первые жители. – Рождение полярной станции. – Закат солнца. – 108 ночей. – Солнце. – Лето. – МЫС ЧЕЛЮСКИНА, 1936/37 год: Папанинская станция. – Полярной весной. – Самолет в воздухе. – К Северной Земле. – Воздушная почта.









Зингер, М. Сквозь льды в Сибирь : очерки Карской экспедиции 1929 года : 32 фото, рисунки, карта и пояснительный словарь / Макс Зингер. – М. ; Л. : Земля и фабрика, 1930.

«В 1929 году, впервые за всю историю Северного морского пути, через льды Карского моря было намечено к проводке двадцать семь океанских и два речных парохода. <…> Для выполнения грандиозного плана проводки двадцати девяти судов через льды Карского моря в этом году был назначен величайший в мире ледокол «Красин». Начальником экспедиции шел известный полярный ученый Н. И. Евгенов. Воздушную разведку льдов Карского моря производил мощный двухмоторный самолет-лодка «Дорнье-Валь». Командовал воздушным кораблем Б. Г. Чухновский. <…> Только благодаря сочетанию высокой техники и подбору опытных людей Карская экспедиция в этом году, исключительно тяжелом по своей ледовой обстановке, блестяще справилась с возложенными на нее задачами. Двадцать восемь пароходов без всяких повреждений дошли до портов Оби и Енисея, обогатили край новыми машинами».

Содержание: Введение. – «Красин» ушел в поход. – Голубь в океане. – Город Берген – возделанный камень. – На швартовах. – Яков Бьеркнес и его служба погоды. – В норвежских шхерах. – Последние фиорды. – Два часа в неизвестности. Подводный часовой охраняет ледокол. – На выручку зимовщика. – Перед боями. – Дрейф во льдах и тумане. – Беседы старых полярников. – Доктор с Новой Земли. – Первая разведка. – Бои со льдами. – Ледовый поход на моторной шлюпке. – Проводка первого каравана. –«Красин» не видит кораблей. – В ледяной ловушке. – Проход найден. – Начальник Карской. – Герои воздуха и льдов. Вынужденная посадка Чухновского. – К берегам Сибири. – Потомственный лоцман Григорьев. – Туда, где будет полярный порт. – Енисейский караван в Игарке. – В остяцком чуме. – На английском пароходе. – Трагедия у острова Диксон. – Неполадки в Игарке. – На вечной мерзлоте. – Медвежий лог, медведи и медведка. – Тайга отступает. – Поход в тайгу. – В океане лесов. – Клады за полярным кругом. – У высоких штабелей. – Краткий пояснительный словарь. – Определение силы ветра на море по баллам.




Кальницкий, Я. И. Огни в Арктике : рассказ о первом в истории зимнем походе «Красина» к «Мысу Желания» / Я. Кальницкий. – Изд. 2-е. – [Киев] ; Харьков : Державне лiтературне видавництво, 1935.

«В 1932 году советский ледокол «Сибиряков», управляемый опытным полярником, капитаном Ворониным, провел полярную экспедицию профессора Отто Юльевича Шмидта – из Архангельска в Японию. Весь рейс, впервые в истории, был совершен в один навигационный сезон. <…> В начале 1933 года краснознаменному ледоколу «Красин» была предложена не менее трудная задача: отправиться на Новую Землю в самое трудное (в ледовом отношении) время, доснабдить зимовщиков и вывезти застрявших на острове сезонников».

Содержание: На помощь. – Полярный город Мурманск. – Во льды. Кильдин. Териберка. Огонь по носу. – Тысяча сто километров на собаках. – Фетин «загнулся». Аэросани – аэросами. – Архангельская губа. Аэроизвозчик исчез. – Русская гавань. Первый медведь замучен. Сжатие льда. Мыс Желания. – Ураган в Крестовой. – Маточкин Шар – Мурманск.





Зингер, М. Ленский поход : очерки первой Ленской экспедиции ледокола «Красин», архангельских судов «Сталина», «Правды», «Володарского» и омского теплохода «Первая пятилетка» вокруг Таймырского полуострова к устью Лены, в бухту Тикси / Макс Зингер. – Л. : Леноблиздат, 1934.

«Очерки т. М. Зингера рисуют простые и вместе с тем героические будни известной экспедиции к устью Лены, блестяще проведенной советскими моряками, учеными и воздушниками. Экспедиция к устью Лены является одним из важнейших звеньев борьбы за Арктику».

Содержание: Из Архангельска к устью Лены. – Поход начался. – Дорог каждый час! – К полуночному океану. – Через Маточкин Шар. – На выручку «Челюскина». – Здравствуй, остров Диксон! – Топор-Нога. – Совет у Диксона. – Самолет открывает путь каравану. – Путь к мысу Челюскин. – Слышим Колыму. – Ледяной бунт. – Взятие мыса Челюскин. – Сквозь штормы и туманы. – Полярные люди. – Здесь будет Усть-Ленск. – Рейд «Первой пятилетки». – Так говорил ямщик первой Ленской. – Памятка морякам, идущим в полярное плавание. – Обратный поход.




Морозов, С. Т. Ленский поход / С. Морозов. – М. : Молодая гвардия, 1934. – (Библиотека экспедиций и путешествий).

«Эта книга рассказывает о первом в истории походе грузовых морских судов в устье Лены с запада. Первая Ленская экспедиция, организованная летом 1933 года, протекала в чрезвычайно трудных ледовых и навигационных условиях. <…> Автор этой книги – журналист, прошедший вместе с экспедицией весь путь ее от Ленинграда до устья Лены и дальше вверх по Лене до Якутска. Его очерки показывают шаг за шагом ход экспедиции, рассказывают о героях ее, дают представление об огромном значении Северного морского пути».

Содержание: Начальник экспедиции. – По большой морской дороге. – У причалов Мурманска. – Поход начался. – Карские льды. – Диксон живет. – Ревком Арктики заседает. – Будни ледокола. – Курсом норд-ост. – На опушке Евразии. – На борту «Володарского». – Порт Тикси. – «Пятилетка» идет в Якутию. – По якутской деревне. – Примечания редакции: Зимовка судов первой Ленской экспедиции Б. В. Лаврова.




Суханов, В. Затерянные во льдах : записки журналиста на «Красине» / Вал. Суханов. – Л. : Прибой, 1929.

Для спасения экспедиции Нобиле «Советское правительство, в лице Осовиахима, решило организовать срочную экспедицию <…> Во время подготовки «Малыгина» точно выяснилось, что группа Нобиле находится не у земли Франца-Иосифа, а у северо-восточного мыса Шпицбергена (Нордосланца), между островом Фоином и мысом Лей-Смит. <…> И Осовиахим решил в срочном порядке сорганизовать вторую экспедицию под руководством проф. Р. Л. Самойловича и знатока полярных льдов летчика Б. Г. Чухновского. В распоряжение новой экспедиции, в отличие от малыгинской, получившей название северозападной, был предоставлен самый мощный в Советском Союзе, и пожалуй во всем мире, ледокол «Красин», построенный в 1917 г.».










Визе, В. Ю. Владивосток – Мурманск на «Литке» / В. Ю. Визе. – Л. : Изд-во Главсевморпути, 1936. – (Полярная библиотека).

«Основной целью экспедиции был проход Северным морским путем из Владивостока в Мурманск в течение одного навигационного сезона. <…> Помимо сквозного плавания из Тихого океана в Атлантический в одну навигацию, на «Литке» были возложены еще попутные оперативные задания. Он должен был высвободить изо льдов пароходы так называемой Первой Ленской экспедиции («Товарищ Сталин», «Володарский» и «Правда»), зазимовавшие осенью 1933 года у островов «Комсомольской правды» (у северо-восточного побережья Таймырского полуострова). Кроме того, «Литке» поручалось оказать помощь в проводке судов Второй Ленской экспедиции, которые летом 1934 года должны были совершить рейс из Мурманска в устье Лены и обратно; в случае, если ледокол «Ермак» пришлось бы оставить для обслуживания Карской операции, проводка Второй Ленской экспедиции должна была полностью лечь на «Литке».

Содержание: В поход. – Наши предшественники. – «Федор Литке». – На Север. – В Чукотском море. – Прибрежной полыньей. – В пустынных водах. – На выручку пленникам льда. – У цели.






Рихтер, З. В. У белого пятна / Зинаида Рихтер. – Изд. 2-е, испр. – М. : Федерация, 1931.

«Не раздеваясь, не распаковывая багажа, я присела на койку своей каюты, оказавшейся в конце бокового коридорчика. Итак, здесь мне предстояло провести несколько месяцев, а, может быть, и несколько полярных зим. <…> К полярным путешествиям готовятся годами, а мне, как всегда в условиях газетной работы, пришлось собраться буквально в два дня, словно на дачу. В один из июньских вечеров, когда я спешно заканчивала рукопись своего последнего путешествия по Алтаю, зазвонил телефон. Говорил редактор газеты, в которой я работала: «Получена телеграмма из Владивостока. Ледорез «Литке» на днях уходит в полярный рейс. Согласны отправиться с экспедицией в качестве нашего специального корреспондента?».

Содержание: СБОРЫ: Итак, я еду. – Биография «Литке». – Люди, грузы и судно. – Прощальный гудок. – В ПУТИ: В японском городе. – Кают-компания. – Капитан Дублицкий. – Вторая смена. – В зареве топок. – Скорей на палубу! – Город Петропавловск. – Вот вам и Камчатка! – ОКЕАН: Отчалили в океан. – Первые льды. – Залив Провидения. – Чукчи в гостях. – Полярная культбаза. – В шлюпке по океану. – Льды сдвигаются. – Во власти стихии. – Снова – вперед! – Туман и дрейф. – У ЦЕЛИ: На острове Врангеля. – Жены колонистов. – Начальник острова. – Семь дней знакомства. – Работа кипит. – ИЗ ПОХОДА: В обратный путь. – Шторм 10 балов. – У эскимосов. – Встреча с «Лазо». – Рейс удался. – Приложение: Личный состав экспедиции.










Громов, Б. В. Гибель «Челюскина» / Бор. Громов. – [М.] : Гослитиздат, 1936.

«1933-1934 гг. являются новым этапом научно-исследовательских работ советского правительства на севере. <…> «Челюскин», вышедший 16 июля из Ленинграда … должен был сменить зимовщиков на о. Врангеля, расширить постройки колонии, ибо все попытки последних лет достигнуть о. Врангеля с востока оканчивались неудачей. Помимо этого, правительство, отправляя «Челюскин» в тяжелое плавание, ставило своей целью найти и тот тип грузового полярного корабля, по которому можно будет строить всю северную грузовую флотилию, в задачи которой войдет перевозка товаров и снабжение всего северного побережья Союза. <…> Первым, специально-грузовым кораблем, построенным для завоза лесоматериалов и продовольствия на северные прибрежные базы, является «Челюскин», полуледокольное грузовое судно».

Содержание: Полярная экспедиция началась. – Курс – на ост. – Задачи похода «Челюскина». – Маточкин Шар. – Первое испытание. – Остров Уединения. – У самой северной оконечности Азии. – В море Лаптевых. – К берегам Чукотского полуострова. – Бой под Колючиным. – Берингов барьер. – Обратно, на север. – Зимовка во льдах Чукотского моря. – Слово предоставляется проф. О. Ю. Шмидту. – Гибель «Челюскина». – Начались трудовые будни. – Будни лагеря Шмидта. – Первая ласточка. – Дни испытаний. – Авария в воздухе. – Три самолета над лагерем. – Н. П. Каманин о своем отряде. – Полундра. – Штурм лагеря Шмидта. – Хабаровск – мыс Ванкарем. – Начальника вывозят из лагеря. – На Большую Землю.





Дневники челюскинцев : [по дневникам, записям и воспоминаниям участников героической экспедиции]  /  [сост.  М. А. Дьяконов  и  Е. Б. Рубинчик ;  портр.  челюскинцев  работа  худ. Анатолия Яр-Кравченко ; фотогр. Я. Гаккеля, П. Новицкого, П. Хмызникова и др.]. – Л. : Худож. лит., 1935.

Содержание: Шмидт О. Экспедиция на «Челюскине» и Северный морской путь. – Копусов И. Рейс второй. – Семенов С. Три даты. – Марков М. Из дневника штурмана. – Ширшов П. Авралы. – Ширшов П. Два месяца на льду. – Колесниченко А. Как это произошло. – Филиппов М. Последняя вахта. – Апокин А. «Полярный втуз». – Гаккель Я. Дрейф в Чукотском море. – Гаккель Я. В борьбе со стихией. – Гаккель Я. «Ледяной лагерь». – В. Васильев. На остров Врангеля. – Хмызников П. Прощай, льдина! – Рыцк В. Первые самолеты. – Васильева Д. Рожденная в Карском море. – Рыцк В. Листки из дневника. – Факидов И. Льды наступают. – Иванюк В. Радиостанция на дрейфующей льдине. – Погосов А. Мы – часть Советской страны. – Шелыганов М. С отрядом Каманина. – Виноградов Б. На земле. – Гуревич В. Пешком по Чукотке. – Лобза П. Среди чукчей. – Павлов В. Перелет в Уэлен. – Буйко П. «Бич-бар». – Шафран А. С киноаппаратом в ледяной пустыне. – Буйко Л. Мои воспоминания.




Ледовый лагерь Шмидта : из воспоминаний челюскинцев-архангелогородцев. – Изд. 2-е, доп. – Архангельск : Севкрайгиз, 1934.

«В числе команды парохода «Челюскин» было семнадцать коренных северян – главным образом архангелогородцев. В настоящем сборнике мы даем воспоминания двенадцати челюскинцев-северян».

Содержание: Воронин В. И. Рейс «Челюскина». – Миронов А. Е. Челюскинцы-северяне. – Синцов В. М. Один день. – Миронов А. Е. Самолеты. – Фетин С. Ф. Изобретатели. – Паршинский В. Л. Без паники. – Сергеев Я. В. В парашютной бочке. – Баранов Г. С. «Дворец матросов». – Дурасов Г. И. Отчаиваться было некогда. – Ермилов Г. П. «Заблудились». – Шуша А. Д. Жили как следует. – Бутаков Н. С. Из Ванкарема в Уэллен. – Гудин С. В. Два месяца на льдине.




Миронов, А. Е. Поход «Челюскина» / Александр Миронов. – 2-е испр. изд. – Архангельск : Сев. краев. изд., 1935.

«В форме художественного очерка автор показывает героический поход парохода «Челюскин» из Ленинграда во Владивосток, закончившийся гибелью парохода во льдах Полярного моря. Книга охватывает весь поход – от митинга-проводов отважных полярников трудящимися Ленинграда до отправки из лагеря Шмидта последней радиограммы об окончании героями-летчиками переброски всех челюскинцев на материк. Автор книги – матрос-челюскинец».

Содержание: СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ: В дальний путь. – Курс ост. – Первые испытания. – К берегам Чукотки. – Восточносибирское море. – Решительный бой. – Рапорт стране. – В ЛЕДЯНОМ ПЛЕНУ: Дрейф на север. – Неудачная попытка. – Будни зимовки. – Дела коллектива. – Работа. – Аэродромы. – Боевая готовность. – ЛЕДОВЫЙ ЛАГЕРЬ ШМИДТА: Тринадцатого февраля. – Лагерь Шмидта. – Вестник спасения. – Лагерные будни. – Последние дни. – Ночной бой. – Штурм лагеря. – Приложение: Эвакуация лагеря Шмидта; Состав участников похода на пароходе «Челюскин».





Поход «Челюскина» : героическая эпопея : [в 2 т.]. Т. 1 / под общ. ред. О. Ю. Шмидта, И. Л. Баевского, Л. З. Мехлиса. – М. : Изд. ред. «Правда», 1934.

«Книга эта, повествующая о героическом походе, имеет свою историю. Она родилась под свежими впечатлениями гибели «Челюскина» и легендарной жизни на льдине. Ее первые страницы написаны в палатках, при тусклом свете «летучей мыши», в обстановке постоянной угрозы разделить трагическую участь многих и многих смелых исследователей Севера. Всегда жизнерадостный, инициативный Баевский на дрейфующей льдине объединяет группу челюскинцев для составления дневников, воспоминаний, статей о походе. <…> Материалы, собранные т. Баевским, положены в основу двухтомника «Поход Челюскина» <…> У нас мало, очень мало литературных документов о советских экспедициях. Настоящий двухтомник частично восполняет этот пробел. Но книга о «Походе Челюскина» еще тем отличается от обычных описаний путешествий и экспедиций, что она составлена коллективом непосредственных участников Великого северного похода. <…> Очерки и статьи челюскинцев, многие из которых впервые взялись за литературный труд, их дневники и воспоминания, талантливые рисунки художника Решетникова, фотоснимки Новицкого и других участников экспедиции – вот что делает эту книгу редчайшим, волнующим историческим документом. 64 челюскинца писали двухтомник похода».

Содержание: Мехлис Л. Правдивая повесть о замечательных событиях. – Шмидт О. Экспедиция на «Челюскине» и Северный морской путь. – Воронин В. Стратегия полярных плаваний. – Копусов И. Снаряжение корабля. – Гудин С. «Челюскин». – Задоров В. Он прибыл из Копенгагена. – Великим северным путем. – В воротах Тихого океана. – Наука наступает на север. – Гибель «Челюскина». – Челюскинцы. – Состав участников экспедиции.





Поход «Челюскина» : героическая эпопея : [в 2 т.]. Т. 2 / под общ. ред. О. Ю. Шмидта, И. Л. Баевского, Л. З. Мехлиса. – М. : Изд. ред. «Правда», 1934.

Содержание: Ледяной лагерь. – Полярные робинзоны. – Не сдадимся. – Самолеты над лагерем. – Люди и льды. – Спасены все. – На «Большой Земле». – Приложения: Рапорт Правительственной комиссии; Эвакуация лагеря Шмидта.










Бадигин, К. С. На корабле «Георгий Седов» через Ледовитый океан : записки капитана / К. С. Бадигин ; науч. ред. Н. Н. Зубова. – М. ; Л. : Изд-во Главсевморпути, 1941. – (Записки о жизни и работе на ледокольном пароходе «Георгий Седов», дрейфовавшем с 23 октября 1937 г. по 13 января 1940 г. в Северном Ледовитом океане / сост. членами экипажа ; кн. 1).

«В январе 1940 года закончился двадцатисемимесячный дрейф ледокольного парохода советского арктического флота «Георгий Седов». Затертый 23 октября 1937 года льдами близ Ново-Сибирских островов одновременно с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин», этот корабль до 29 августа 1938 года дрейфовал вместе с ними. После того, как ледоколу «Ермак» удалось вывести «Садко» и «Малыгина» из льдов, «Георгий Седов» продрейфовал через весь Центральный арктический бассейн. 13 января 1940 года к пароходу «Георгий Седов» подошел флагманский корабль советского ледокольного флота «И. Сталин», который и помог ему освободиться от ледового плена. Простому ледокольному пароходу, отнюдь не приспособленному к условиям дрейфа, удалось не только повторить рейс Нансена на «Фраме», но и пройти гораздо севернее. <…> Общая длина всего пути «Седова» за время дрейфа составила 6100 километров. <…> В своей книге я старался возможно подробнее описать не только наши успехи, но и наши ошибки, не только наши достижения, но и наши недостатки. Я старался рассмотреть историю дрейфа «Седова» с практической, конкретной стороны, проанализировать морские операции, ей сопутствующие».

Содержание: В ПЛЕНУ У ЛЬДОВ: Корабли идут на восток. – Итак, остаемся на зимовку. – Школа труда и терпения. – Самолеты находят караван. – Лагерь Тридцати Трех. – «Седов» остался один. – ЧЕРЕЗ БЕЛЫЕ ПЯТНА: Накануне второй полярной ночи. – Единоборство со льдами. – Пятнадцать исследователей. – Голос Родины. – На север. – Месяц авралов. – Наши будни. – В НЕИЗВЕДАННЫХ ШИРОТАХ: Новый год – новые тревоги. – Мы остаемся на корабле до конца дрейфа. – Мобилизация резервов. – Как мы нащупали дно океана. – Весна за 86-й параллелью. – Оглядываясь на пройденный путь… – «Седов» готовится к навигации. – ПОСЛЕДНЯЯ ЗИМОВКА: В 370 километрах от полюса. – Третья зима во льдах. – Льды снова приходят в движение. – В Гренландском море. – Последние мили. – К родным берегам. – Зубов Н. Н. и Бадигин К. С. Некоторые предварительные итоги научных работ, проведенных на ледокольном парходе «Георгий Седов». – Приложение: Астрономические определения за время дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов».




Двадцать семь месяцев на дрейфующем корабле «Георгий Седов» / сост. М. Б. Черненко и Л. Б. Хват. – М. ; Л. : Изд-во Главсевморпути, 1940. – (Материалы о героической экспедиции пятнадцати советских полярных моряков на борту ледокольного корабля «Георгий Седов» (1937-1940 гг.) / изд. Полит. упр. Главсевморпути).

Содержание: Папанин И. Д., Герой Советского Союза. Сталинская вахта. – ПЯТНАДЦАТЬ ОТВАЖНЫХ: Константин Сергеевич Бадигин. – Дмитрий Григорьевич Трофимов. – Сергей Дмитриевич Токарев. – Всеволод Степанович Алферов. – Николай Сергеевич Шарыпов. – Иосиф Маркович Недзвецкий. – Иван Иванович Гетман. – Андрей Георгиевич Ефремов. – Дмитрий Прокофьевич Буторин. – Ефрем Иванович Гаманков. – Виктор Харлампиевич Буйницкий. – Александр Александрович Полянский. – Николай Михайлович Бекасов. – Павел Власович Мегер. – Александр Петрович Соболевский. – Рихтер Б. Из биографии корабля. – Как начался дрейф. – Жизнь на дрейфующем корабле. – Зубов Н. Н., проф. Что дает науке дрейф корабля «Георгий Седов».




Рассказы седовцев : записи и воспоминания участников дрейфа – М. ; Л. : Изд-во Главсевморпути, 1940. – (Записки о жизни и работе на ледокольном пароходе «Георгий Седов», дрейфовавшем с 23 октября 1937 г. по 13 января 1940 г. в Северном Ледовитом океане / сост. членами экипажа ; кн. 2).

Содержание: Папанин И. Д. С именем Сталина. – В ЛЕДЯНОЙ ЗАПАДНЕ: Буторин Д. Свободное плавание. – Полянский А. Начало. – Ефремов А. Ветер зажигает лампочки. – Буйницкий В. Наши университеты. – Бадигин К. Выборы. – Соболевский А. Витамин С : (заметка врача). – Алферов В. Листки из биографии. – Буторин Д. Жизнь в кубриках. – Ефремов А. Аэродромы. – Буйницкий В. Птицы над кораблем. – ПЕРВОЕ ЛЕТО: Полянский А. В Городе Тридцати Трех. – Ефремов А. «Ахиллесова пята». – Буйницкий В. На севере от Ново-Сибирских островов. – ПЯТНАДЦАТЬ ТОВАРИЩЕЙ: Трофимов Д. История моей жизни. – Гаманков Е. Как я стал моряком. – Недзвецкий И. Месяц тревог. – Ефремов А. Осажденная крепость. – Соболевский А. Дружба. – Полянский А. Телеграмма из Кремля. – Бекасов Н. Дневник радиста. – Полянский А. «На судне все благополучно». – Трофимов Д. Коммунисты и комсомольцы «Седова». – Шарыпов Н. Шесть лет на «Седове». – Мегер П. В камбузе. – АВРАЛЫ И ВАХТЫ: Токарев С. 26 сентября. – Буйницкий В. Научная дрейфующая станция. – Буторин Д. Олифа. – Ефремов А. «Mare incognitum». – Гетман И. На льду. – Токарев С. Своими руками. – Буторин Д. Об иголках, тросе и айсбимсах. – Бекасов Н. Наши радиовахты. – Шарыпов Н. Простая жизнь. – Ефремов А. Ледовые будни. – В НАШЕМ ДОМЕ: Бадигин К. О дисциплине. – Трофимов Д. Записки помполита. – Ефремов А. Пловучие аудитории. – Недзвецкий И. «Мы победим». – Соболевский А. Физкультура на льду. – ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА!: Бекасов Н. Как мы праздновали шестидесятилетие товарища Сталина. – Алферов В. Новогодние встречи. – Ефремов А. Луч во тьме. – Полянский А. Последние дни дрейфа. – Гетман И. Пары подняты. – Бадигин К. Встреча в Гренландском море. – Бадигин К. С. Дрейф «Седова» и освоение Северного морского пути.





Седовцы : [сборник статей] : для старшего возраста / науч. ред. проф. Н. Н. Зубова. – М. ; Л. : Детиздат, 1940.

Содержание: ГЕРОИЧЕСКИЙ ДРЕЙФ: Папанин И. Седовцы. – Федоров Е. Честь и слава седовцам! – Двадцать шесть месяцев героического дрейфа : справка. – Бадигин К. Школа мужества. – Трофимов Д. Комсомольцы ледокола «Георгий Седов». – Буйницкий В. Возвращаемся победителями. – Ширшов П. Счастье советского человека. – Головин П. С драгоценным грузом. – Шевелев М. Путевка в жизнь. – Зубов Н. Научный подвиг. – Кренкель Э. Радио дрейфующего корабля. – Рихтер Б. Ледокол «Георгий Седов». – НАВСТРЕЧУ СЕДОВЦАМ: Папанин И. Мы шли вперед. – Телеграмма товарищу И. Сталину. – Телеграмма товарищу Бадигину. – Телеграмма товарищу Папанину. – Лукьянов Б. Флагман «Иосиф Сталин» и его команда. – Виленский Э. Встреча.




Токарев, С. Д. Трудовые будни на дрейфующем корабле / С. Д. Токарев и Д. П. Буторин, второй механик и боцман ледокольного парохода «Георгий Седов», Герои Советского Союза. – М. : Изд-во Главсевморпути, 1944. – (Библиотечка «Стахановцы Арктики» / Политуправление Главсевморпути ; кн. 45).

«Книжка эта содержит бесхитростный рассказ боцмана и механика корабля, Героев Советского Союза, С. Д. Токарева и Д. П. Буторина о том, как в течение долгих месяцев дрейфа, не располагая необходимыми материалами и инструментами, коллектив дрейфующего корабля вел упорную борьбу с суровой стихией Севера, стараясь не только сохранить свой корабль, но и как можно полнее использовать вынужденный дрейф во льдах Северного ледовитого океана для научных работ».

Содержание: Токарев С. Д. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ: Консервация котлов. – Остановка главной машины и вспомогательных мехнизмов. – Водомерные трубки. – Заплата на главном холодильнике. – Замораживание балласта. – Отопление. – Основная электростанция. – Монтаж аварийной электроустановки. – Ремонт электромотора. – Глубоководная лебедка. – Лотлинь. – Грунтовые трубки. – Прибор Шулейкина. – Проект ветроэлектрической станции. – Руль. – Буторин Д. П. КОРАБЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ: Аварийные запасы. – Противоледовая оборона. – Утепление и освещение. – Метеорологическая будка. – противопожарные мероприятия. – Забортная вода. – Сохранение такелажа. – Конопатка и окраска.




Хват, Л. Б. Героический дрейф «Седова» / Л. Хват, М. Черненко ; вступ. ст. Героя Сов. Союза П. Ширшова. – [М.] : Госполитиздат, 1940.

Содержание: С именем Сталина! : вступительная статья Героя Советского Союза П. Ширшова. – 812 ДНЕЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРКТИКЕ: Подвиг седовцев. – В плену у льдов. – К северу от Новосибирских островов. – Полет к каравану. – Капитан дрейфующего корабля. – «Седов» остается один. – Шестеро с «Ермака». – Год в дрейфе. – Вторая полярная ночь. – «На судне все благополучно». – За восемьдесят шестой параллелью. – Последняя зима. – Тридцатилетие корабля. – Герои возвращаются на родину.









Виленский, Э. С. Высокие широты / Э. Виленский, М. Черненко. – Л. : Изд-во Главсевморпути, 1939. – (Полярная библиотека).

«6 июля с Архангельского рейда вышла в плавание первая высокоширотная экспедиция на ледоколе «Садко». <…> За 85 дней пребывания в море экспедиция прошла свыше 12 тысяч километров, из них 6000 за пределами восьмидесятой параллели, превысив таким образом по расстоянию все известные до сих пор походы свободно плавающих судов в высоких широтах Севера. <…> Впервые в истории борьбы человечества за Арктику «Садко» удалось перешагнуть границу континентальной платформы, проникнуть к неприступным океаническим глубинам в сердце Полярного бассейна. Стремясь разгадать тайну центральной части Полярного бассейна, садковцы на корабле, вырванном из пучины моря героическим краснознаменным Эпроном, достигли широты в 82 градуса 41 минута 6 секунд, установив тем самым мировой рекорд активного плавания в высоких широтах Севера».

Содержание: Комната № 11. – Река в океане. – «Садко» под советским флагом. – Выход в океан. – В Гренландском море. – Пловучая лаборатория. – Встречи на Острых скалах. – К северу от Шпицбергена. – Остров Белый. – Загадка «Земли Джиллиса». – Русская Гавань. – У Греэм-Бэлла и на восток. – Открытие острова. – В белом пятне. – Полярник Георгий Ушаков. – На островах Неприметных. – Часы и минуты. – Белое пятно больше не существует. – Корабль будущего. – Югорский Шар. – Возвращение.




Громов, Б. В. Поход «Седова» : Экспедиция «Седова» на Землю Франца-Иосифа в 1929 году / Б. Громов. – М. : Молодая гвардия, 1930. – (Библиотека советских экспедиций).

«Что привлекает людей к Арктике? Чем манит отважных исследователей эта неприветливая, угрюмая страна? На эти вопросы хорошо ответил крупнейший мировой полярный ученый Визе: Погода делается на севере, – заявил он, – зная какие изменения происходят в атмосфере арктических стран, нетрудно будет предсказать погоду и для СССР, ибо она в значительной степени зависит от состояния погоды на севере. <…> Для Советского Союза, страны сельскохозяйственной, изучение атмосферы поэтому является задачей первой важности. <…> Вот поэтому-то постановлением Совнаркома СССР в июле с. г. в Архангельске снаряжалась большая правительственная экспедиция на Землю Франца-Иосифа. Начальником экспедиции был назначен проф. Отто Юльевич Шмидт, а его помощниками – проф. Визе и командир ледокола «Красин» – проф. Самойлович».

Содержание: К Земле Франца Иосифа. – «Седов» готовится к отплытию. – Собаки выбирают вожака. – Семь смельчаков. – «Седов» вышел в Белое море. – Первый шторм. – В ледяной крепости. – Земля, земля… – Флаг Советов на севере. – Международная гостиница – мыс Флора. – Охота на моржа. – Бухта Тихая. – «Седов» брошен на мель. – Арктическое лето. – Разгрузка окончена. – По дороге к полюсу. – Медведи. – Мировой рекорд. – Мыс Городок. – Земля Рудольфа. – В ледяной пустыне. – Слушайте все, весь мир… – Обратный путь. – «Седов» ранен.




Садовский, А. Л. Поединок в Айсфиорде : [очерки о спасательных операциях Эпрона] / Александр Садовский. – Л. : Леноблиздат, 1934.

«Зимние спасательные операции были вообще редки, а на таких северных широтах суда только гибли, но и никогда и ни в какое время года не спасались. <…> «Малыгин» пал жертвой полярной стихии. Ни эпроновцам, ни кому-либо другому в истории мирового мореплавания не приходилось вырывать суда из ледовых клещей. <…> И советские судоподьемщики и спасатели-эпроновцы ставят себе задачей научиться выручать советские суда из бедствий, повсюду подстерегающих плавающего и путешествующего. <…> Поединок эпроновцев с ледовой стихией в Айсфиорде вернул в строй один из лучших ледоколов страны, выручил находившиеся на ледоколе грузы миллионной ценности и вооружил советских судоподъемщиков и спасателей богатейшим опытом».

Содержание: «Готель д̓Европ». – Авария. – Свальбард. – Лед и крен. – «Тарасов полпред» и «ехидный мальчик». – Вступление норда. – Отрезаны. – Хлеб насущный. – «Дас ист унмеглих». – Перед последним маневром. – Полные воды, полный вперед! – Аварийный поход. – Трагедия «Руслана»: Вступление. – «Малыгин» не отвечает. – «Держимся!». – Прощальные радиограммы. – Посадка в шлюпки. – Океан чинит расправу. – Земля! Спасены. – Заключение.




Семенов, С. А. Экспедиция на «Сибирякове» / Сергей Семенов. – Л. : Ленгихл, 1933.

«Путь, пройденный «Сибиряковым», пройден трижды до «Сибирякова». Пятьдесят пять лет назад путь пройден Норденшельдом, девятнадцать – Вилькицким и четырнадцать – Амундсеном. Трижды пройденный путь «Сибиряков» прошел в четвертый раз. Разница между «Сибиряковым» и его предшественниками в том, что предшественники пошли путь с зимовками, тратили на его прохождение по два и по три года, а «Сибиряков» прошел в два месяца и четыре дня».

Содержание: Летопись. – Задание партии и правительства. – Вожди экспедиции. – Помощники вождей. – Состав экспедиции. – Коммунисты. – Поход. – Сумасшедшие огни.






*   *   *



Иванычук, М. 14 месяцев на Земле Франца-Иосифа : (впечатления зимовщика) / Михаил Иванычук. – Харьков : Украiнський робiтник, 1934.

«Кратковременные экспедиции не могут дать достаточного материала для изучения природы Арктики. Это можно осуществить только на основе многолетней стационарной работы, которая дает возможность изучить все происходящие там многообразные природные процессы. Огромную роль в изучении и освоении Арктики играют полярные радиостанции: они являются базами для целого комплекса работ по изучению наших полярных окраин. Мы знаем, что Полярный бассейн является регулятором погоды умеренного пояса. Поэтому на полярных станциях, в первую очередь, ведется изучение погоды. Большинство полярных станций занимается также изучением земного магнетизма. <…> Самая северная станция мира – это наша полярная станция на Земле Франца-Иосифа, в бухте Тихой. <…> В этой книжке описана одна из научных зимовок на Земле Франца-Иосифа в 1931/32 гг.».

Содержание: Вступление. – Подготовка к зимовке. – Сборы в Архангельске. – Прощай, Большая Земля! – На Новой Земле. – Курс Норд. – Земля Франца-Иосифа. – Бухта Тихая. – Отъезд «Ломоносова». – Научно-исследовательская работа. – Очередные хозяйственные работы. – Музей Арктики. – Осень. – Комендант о. Скот Кельти. – Октябрьские торжества. – Северное сияние. – Новый год. – Подготовка к экспедиции. – Распорядок дня. – Связь с Большой Землей. – Путешествие на остров Альджер. – На Землю Вильчека. – Комсомольские острова. – Возвращение в бухту Тихую. – Полярный день. – Лето. – Зоосад в бухте Тихой. – Едет смена. – На остров Рудольфа. – На Большую Землю.







Косой, А. И. На восточном побережье Таймырского полуострова : опыт Восточно-Таймырской экспедиции Гидрографического управления Главсевморпути , 1940-1941 гг. / А. И. Косой. – М. : Изд-во Главсевморпути, 1944.

«В книге … изложен опыт работы комплексной зимовочной гидрографической экспедиции Главсевморпути. Автор книги, неоднократно возглавлявший крупные экспедиции в наименее изученные районы Северного морского пути, рассматривает в данном труде ряд важных организационных и методических вопросов и предлагает пути к правильному их разрешению. Результаты деятельности экспедиции являются большим вкладом в гидрографическое изучение и картографирование северного побережья нашей Родины. Эта книга показывает, какую огромную и трудоемкую работу выполняют в дни Великой Отечественной войны советские полярники».

Содержание: Исследование восточного побережья Таймырского полуострова до 1940 года. – Организация экспедиции: План работ экспедиции. Личный состав экспедиции. Инструментарий. Радиосвязь. Транспорт. Продовольствие. Обмундирование и снаряжение. – Архангельск. Выход экспедиции в море. – От Архангельска до острова Андрея. – Высадка на берег. Осенние работы. – Поездки полярной ночью на вездеходах и собаках. – Полярная ночь. – Весна и лето. Гидрографические работы. – Завершение работ. – Возвращение домой. – Результаты работы: Астрономические и геодезические работы. Магнитные работы. Топографическая съемка побережья. Обследование рельефа дна. – Археологические находки. – Несколько слов об организации полярных экспедиций: Кадры. Транспорт. Спецодежда и лагерное снаряжение. Инструментарий. Планирование времени. – Основные географические открытия в обследованном районе. Задачи ближайших лет.







Рузов, Л. В. На стыке двух морей / Л. В. Рузов. – Л. ; М. : Изд-во Главсевморпути, 1940.

«В книге Л. В. Рузова рассказывается о жизни и работе зимовщиков полярной станции мыса Челюскина. Автор работал в Арктике начальником двух зимовок на мысе Челюскина».

Содержание: Первая зимовка. – Вторая зимовка.










Вишневский, В. В. Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин : биографический очерк / Всеволод Вишневский. – [М.] : Госполитиздат, 1938.

«Весь мир следил за Папаниным и его товарищами на льдине «Северный полюс». <…> Они работали хладнокровно, четко до последней минуты, пока 19 февраля 1938 года почти к самой льдине не подошли ледоколы «Таймыр» и «Мурман»… Вся страна, весь мир приветствовали возвращение смельчаков».




Героическая четверка : И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров : [сборник статей]. – [М.] : Госполитиздат, 1938.

Содержание: Вишневский В. Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин. – Галин Б. Герой Советского Союза Эрнст Теодорович Кренкель. – Горбатов Б. Герой Советского Союза Петр Петрович Ширшов. – Герой Советского Союза Евгений Константинович Федоров.




Галин, Б. А. Эрнст Теодорович Кренкель : биографический очерк. – [М.] : Госполитиздат, 1938.

«Имя Эрнста Кренкеля известно всей стране, известно радиолюбителям всего земного шара. <…> Замечательный радист, он обогатил связь смелыми начинаниями, богатейшим опытом. <…> За 9 месяцев дрейфа радист Кренкель отправил на материк 75 тысяч слов, что для миниатюрной рации зимовки «Северный полюс» является рекордным достижением. <…> Он работал до последней минуты существования станции «Северный полюс».




Девять месяцев на дрейфующей станции «Северный полюс» / Иван Папанин , Эрнст Кренкель , Петр Ширшов , Евгений Федоров. – [М.] : Госполитиздат, 1938.

«По сути дела группа Папанина совершила не одну, а целых три экспедиции, каждой из которых было бы достаточно, чтобы войти в историю полярных исследований и покрыть славой родину исследователей. Эти три экспедиции составляют: во-первых,  полет  на  Северный  полюс,  основание  станции на нем и научная работа в районе полюса; во-вторых, дрейф от полюса до берегов Гренландии через Полярный бассейн с непрерывными научными наблюдениями в никогда не посещавшихся местах; в-третьих, дрейф через все Гренландское море с научными исследованиями в местах, почти неизвестных. В своей совокупности эти три работы являются величайшим географическим событием последних десятилетий».

Содержание: Сталинское задание выполнено : (рапорт тт. Папанина, Кренкеля, Ширшова и Федорова руководителям партии и правительства). – Приветствие руководителей партии и правительства тт. Папанину, Кренкелю, Ширшову и Федорову. – Приветствие руководителей партии и правительства тт. Остальцеву, Барсукову, Котцову, командам «Таймыра» и «Мурмана». – Письмо тт. Остальцева, Котцова и Барсукова руководителям партии и правительства. – Письмо тт. Папанина, Кренкеля, Ширшова и Федорова руководителям партии и правительства. – Шмидт О. Ю. Подвиг, достойный Сталинской эпохи. – Ушаков Г. Ценнейший вклад в науку. – Четыре автобиографии. – Как мы готовились к зимовке на Северном полюсе. – Девять месяцев на дрейфующей станции «Северный полюс». – Речь товарища Папанина на встрече зимовщиков с командами ледоколов «Таймыр» и «Мурман». – Кренкель Э. Всем, всем, всем! – Приказ № 72 по Главному управлению Северного морского пути при СНК СССР от 19 февраля 1938 г. – Приложения: Экспедиция по снятию со льдины героической четверки; Памятные даты.




Папанин, И. Д. Жизнь на льдине : дневник / И. Д. Папанин. – М. : Изд. ред. «Правда», 1938.

«Книгу Ивана Дмитриевича Папанина «Жизнь на льдине» нельзя читать без глубокого волнения. Простые, бесхитростные записи руководителя дрйфующей полярной станции «Северный полюс» ярко повествуют о героическом подвиге славной четверки советских полярников: Папанина, Федорова, Кренкеля, Ширшова. <…> Он деловито рассказывает об обстановке, в которой протекала работа дрейфующей станции, о несложных и вместе с тем волнующих событиях, наполнявших жизнь зимовщиков. Но сквозь эти простые строки ясно видишь гигантский масштаб проделанной работы».

Содержание: Жизнь на льдине. – 21 мая. – 2 июня. – 1 июля. – 1 августа. – 1 сентября. – 1 октября. – 1 ноября. – 1 декабря. – 31 декабря 1937 года – 1 января 1938 года. – 1 февраля.










Бронтман, Л. К. На вершине мира / Л. Бронтман. – М. : Гослитиздат, 1938.

«Правительство решило послать на полюс целую эскадру самолетов, способных не только достичь полюса, но обосноваться там, доставить туда научную станцию, научные приборы, оборудование, то есть, другими словами, решить задачу освоения Северного полюса и максимально возможного разностороннего изучения центральной части Полярного бассейна. Выполнение этого трудного и сложного задания было возложено на Главное управление Северного морского пути. <…> Остров Рудольфа является самым северным островом Земли Франца-Иосифа и в то же время самой северной точкой суши советского сектора Арктики. <…> Вот этот остров, самый северный форпост земли, и было решено избрать в качестве базы штурма полюса».

Содержание: Покорение Арктики. – Старт дан. – Курс – норд. – На линии огня. – Разведчик над полюсом. – Полюс взят. – Дни на вершине мира. – Прощание с Северным полюсом. – Льдина № 3. – На юг! – Снова на Большой Земле.



Водопьянов, М. В. К сердцу Арктики / М. Водопьянов. – Л. : Изд-во Главсевморпути, 1939. – (Полярная библиотека).

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980) – советский лётчик, в 1934 г. участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций; в 1936-1937 гг. совершал полёты в Арктику, выбирал место для полярной базы самолетов на острове Рудольфа; в 1937 г. возглавил летный отряд дрейфующей станции «Северный полюс-1» И. Д. Папанина; впервые в мире совершил посадку на лед в районе Северного полюса. «Мне часто приходилось готовиться к большим перелетам. Но еще ни разу я не начинал этой работы с таким воодушевлением и волнением, с каким приступил к проекту полета на Северный полюс».




Зингер, М. Улица Леваневского / Макс Зингер ; со вступ. ст. Героя Советского Союза С. Леваневского. – М. : Сов. писатель, 1935.

Леваневский Сигизмунд Александрович (1902-1937) – советский летчик; в 1930-х гг. совершил несколько сверхдлинных авиаперелётов; участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин».

Содержание: Улица Леваневского. – Полярный фасад.




Мошковский, Я. Д. Записки пилота : Москва – Северный полюс – Москва / Я. Д. Мошковский. – М. : Молодая гвардия, 1938.

Мошковский Яков Давидович (1905-1939) – советский летчик, парашютист; в 1937 г. принимал участие в высадке экспедиции И. Д. Папанина «Северный полюс-1».

Содержание: Прощай, Москва! – На родине Ломоносова. – Как мы улетали из Нарьян-Мара. – Шесть дней на Новой Земле. – Авиабаза на 82-й параллели. – Разведчики в воздухе. – События развиваются. – Штурм полюса. – На станции «Северный полюс». – Полярная операция закончена. – Возвращение на Большую Землю. – На пути в Москву. – Сталинское задание выполнено.



Спирин, И. Т. Исторический рейс : очерки о полете на Северный полюс / И. Т. Спирин, Герой Сов. Союза. – Л. : Изд-во Главсевморпути, 1939.

Спирин Иван Тимофеевич (1898-1960) – советский летчик, Герой Советского Союза; в 1937 г. дважды участвовал в экспедициях на Северный полюс, был флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс, участвовал в высадке экспедиции И. Д. Папанина «Северный полюс-1». «На следующий день мне сообщили, что правительство утвердило меня в качестве главного штурмана предстоящей полярной экспедиции. Я начал готовиться. <…> Я просиживал ночи напролет, придумывая и отыскивая все новые и новые приемы, методы, разрабатывая и подбирая аппаратуру для этого полярного полета. Нам предстояло достичь Северного полюса, и не просто побывать там, не просто совершить посадку и таким образом зафиксировать первенство посадки самолета на полюсе, но и оставить там специальную зимовку, устроить ее должным образом и оснастить всем необходимым так, чтобы она могла в течение определенного периода времени жить и работать в Полярном бассейне. <…> Исходной базой для полета на полюс был выбран остров Рудольфа».

Содержание: Начало эпопеи. – Подготовка. – В Холмогорах. – «Митрич». – Над лесотундрой в Нарьян-Мар. – Нарьян-Мар. – Неудавшаяся попытка. – Тяжелый старт. – Акрктика, как она есть… – На север, к Рудольфу. – Остров Рудольфа. – Поездка на собаках. – На досуге. – Первое мая. – Двое суток на льдине. – Разведывательный полет Головина. – Наши медвежата. – Разведывательные полеты. – Старт на полюс! – Незабываемый полет. – На Северном полюсе. – На другой день. – На полюсе – три самолета. – Папанинское хозяйство. – Где Мазурук? – Последние дни. – Прощание. – Снова на Рудольф. – На Большую землю. – Последний этап. – Встреча.







© Научная библиотека СЗИУ РАНХиГС
2019