СЛУЖБА КАДРОВ И ПЕРСОНАЛ. – 2008. - №9. – Стр. 18 - 20


ШЕСТЬ ПРАВИЛ МОТИВАЦИИ.
ОНИ ПРОШЛИ ПРАКТИЧЕСКУЮ ПРОВЕРКУ ПРАКТИКОЙ

ВАСИЛЬЕВ В.

"Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего".
Пицерон

     Нередко труд работника с высоким заработком теряет свою эффективность, но еще чаще персонал увольняется из-за низкого оклада и нестабильности. Так платить или не платить? - вот в чем вопрос. Дать однозначный ответ на него вряд ли кому-то под силу, но можно лишь указать на один из проверенных путей, помогающих держать персонал в тонусе.

     Чем лучше работодатель знает личные цели работника, тем лучше может его мо-тивировать, тем, значит, и выше результаты, крепче коллектив, перспективнее и стабильнее сама компания. Изобилие различных теорий мотивации сбивает с толку многих работодателей, затягивает их в процесс "научно-теоретической" мотивации персонала и заставляет забывать о том, что за абстрактным понятием "персонал" стоят люди.
     Основное, что нужно знать о работнике или соискателе - это подходящие ему гигиенические и мотивационные факторы (двухфакторная теория Фредерика Герцберга), а также то, что он живой человек, имеющий собственное мнение. Построение мотивации без учета этой оценки неминуемо приводит к потере эффективности работы или вовсе де-мотивирует. Это значит, что одной из главных сложностей в мотивации является выяснение истинных потребностей работника.
     Вряд ли информацию такого характера он напишет в резюме или выложит на собрании. Только в непринужденной обстановке, в доверительной беседе, когда сотрудник будет чувствовать, что в нем нуждаются и хотят улучшить условия и эффективность его работы, можно рассчитывать на откровенность. В небольших компаниях такие беседы может проводить собственник или директор, в компаниях с большим штатом сотрудников для этих целей существуют HR-менеджеры. После того, как потребности работника перестанут быть "книгой тайн" для работодателя, ему остается лишь привязать их к целям компании. Казалось бы, ничего сложного в этом нет, однако до сих пор довольно часто встречаются "компании-машины", пережевывающие и выплевывающие свой персонал и находящиеся в постоянной стагнации из-за кризиса кадров. Вот самый простой и правильный для них совет: будьте проще - и к вам потянутся люди!
     Другая сторона проблемы - отличные отношения работодателя с персоналом, но при этом слабая система мотивации, что также приводит к застою, хоть и в более благоприятной эмоциональной атмосфере, чем в "компаниях-машинах". Этот застой обуславливается отсутствием нацеленности на результат у персонала.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС