Человек и труд. – 2005. - № 10. – С.82-83

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Терешков Д.


      Сегодня предприятиям предоставлено право самостоятельно разрабатывать и внедрять мотивационные системы, эффективность функционирования которых во многом определяется принципами их построения, тем, насколько полно они учитывают различные внешние по отношению к предприятию и внутренние условия использования того или иного мотива.
      По нашему мнению, при всех своих особенностях, обусловленных спецификой конкретных предприятий, системы мотивации должны строиться с учетом следующих принципов - комплексности, системности, партнерства, транспарентности, справедливости, неизбежности, гибкости, контроля. Раскроем содержание, которое мы вкладываем в эти понятия.
      Комплексность означает, что система мотивации должна представлять собой единый механизм, учитывающий и формирующий связи между организационными, техническими, правовыми, материальными, моральными и социальными факторами трудовой деятельности.
      Между элементами механизма мотивации существуют органические связи, обеспечивающие его эффективное функционирование. Принцип системности предполагает выявление и устранение противоречий между отдельными элементами мотивации, их увязку между собой, однонаправленность применяемых в данный момент времени инструментов управления трудом.
      Принцип партнерства воплощается в привлечении работников предприятия к созданию системы мотивации. Одной из его форм является, например, анкетирование, позволяющее выявить наиболее значащие потребности работников (производственные и непроизводственные).
      Немалое значение имеет и непосредственное общение руководителей предприятия с трудовым коллективом. В частности, как показывает практика, реорганизация системы управления нередко встречает сопротивление со стороны работников(1), что во многом усложняет внедрение новой модели мотивации трудовой деятельности в целом и системы оплаты труда в частности. Партнерство администрации и персонала при создании мотивационной модели способно существенно снизить негативную реакцию работников на нововведения.
      Транспарентность системы мотивации заключается в максимальной прозрачности и доступности для понимания - от рабочего низшей квалификации до высшего руководства предприятия - методов и критериев оценки труда и способов вознаграждения при достижении соответствующих результатов. Прежде всего это касается определения размера заработной платы: недоступность информации о результатах деятельности предприятия может вызвать недоверие работников к руководству, что негативно скажется на мотивации трудового поведения в целом(2).


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС