Управление персоналом. – 2008. - № 7. – С.23-27

ЗАРПЛАТА КАК СРЕДСТВО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОТНИКОВ: ДЕЙСТВИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

Сурков С.


      Если провести опрос жителей любого населенного пункта России, то одним из ответов на вопрос о том, зачем они ходят на работу, будет: "За зарплатой". Такой ответ дают только 59, 2% опрошенных, поскольку стимулов, мотиваторов, поощрительных механизмов и пр. существует великое множество, и жители России ни в чем в данном смысле от жителей других стран практически не отличаются.
      Однако по крайней мере одно отличие есть. Длительное состояние оплаты "по положению", а не "по умению" привело к тому, что зарплата плохо стимулирует успешную и эффективную деятельность работников, которые по инерции считают, что им недоплачивают, как высока ни была бы их заработная плата.
      В работе А. С. Большакова и В. И. Михайлова [1] приводится пример построения внутрифирменной системы управления заинтересованности персонала в результатах своего труда в компании IBM, и указывается, что данная система построена так, чтобы работник сам всегда стремился достичь поставленных ему целей, причем скорее для самоутверждения, чем для получения материального поощрения. Стимулирование в этом случае полезно для создания атмосферы увлеченности и самоотверженности в работе
      В диссертации А. Л. Рокецкого [2] утверждается, что в значительной степени оказался заблокированным выработанный в течение веков и ставший традиционным механизм стимулирования и мотивации труда. По полученным автором данным, подавляющее большинство работников, занятых по найму, утратили надежду, что добросовестный и творческий труд получит адекватную оценку. Если в дореформенные годы стимулирующая роль материального вознаграждения за труд блокировалась уравнительным распределением материальных благ, то в настоящее время, как считает автор, экономией работодателей на человеческом факторе производства.
      По мнению французской исследовательницы К. Клеман [3], несоответствие вознаграждения за труд затраченным усилиям приводит к появлению "неформальных" практик в области зарплаты, когда работники предпринимают собственные действия для того, чтобы улучшить свое материальное положение или добиться повышения заработной платы и иных выплат. Т. И. Заславская и М. А. Шабанова [4] называют эти практики "неправовыми" в том смысле, что их реализация лежит не то чтобы вне традиционного правового поля, но и не полностью ему соответствует. Работники находят дополнительные возможности для "нажима" на работодателей, ищут дополнительный заработок, используют инсайдерскую информацию, организуют всевозможные "откаты" и мздоимства и т. д.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС