Управление человеческим потенциалом. – 2008. - № 3. – Стр. 166 - 171

ПЕРСОНАЛ. МОТИВИРУЕМ ИЛИ ДЕМОТИВИРУЕМ?


Скворцова Наталья Владимировнадиректор по персоналу компании 000 "ИПС М-Сити" (г. Москва)

      Статья посвящена актуальной проблеме формирования позитивной мотивации сотрудников в компании. Автор постаралась раскрыть противоречия, которые часто скрываются за тем или иным способом построения рабочего процесса и мешают полноценно функционировать системе мотивации. Эта тема очень обширна, мы рассмотрим лишь некоторые важные аспекты данной проблемы.

      Сегодня многие организации активно ищут новые методы эффективной мотивации сотрудников. Если десять лет назад лишь "продвинутые" компании всерьез занимались разработкой систем мотивации, изучая материал по теме в книгах западных авторов, то сейчас, напротив, многие руководители, пытаясь найти ту самую "волшебную кнопку", постоянно пребывают в поиске наиболее эффективной системы мотивации.
      Книги давно изучены, каждый руководитель прекрасно знает "теорию потребностей" и по всем правилам старается взращивать на своей почве то, что обязательно должно принести плоды. Конечно, любой компании, вне зависимости от ее сферы деятельности и стиля работы, подчас необходимо привлекать и мотивировать совсем разных сотрудников. Организации, имеющие сложную структуру (например, те, которые располагают своими производственными мощностями), разрабатывают отдельные мотивационные программы для каждой категории работников. Однако очень часто приходится признавать, что желаемый результат не достигнут. Чего же мы ждем от внедрения системы мотивации, каких результатов?
      Первое, о чем задумывается каждый руководитель, — рентабельность его бизнеса (отдела, предприятия и т.д.). Соответственно, в самом начале разработки любой системы мотивации рассчитываются и соотносятся два важных показателя — результат работы (в том числе финансовый) сотрудника, который для нас будет являться приемлемым, и компенсация труда сотрудника, которую последний будет считать адекватной. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время все большее количество работников обращает внимание не только на достойную оплату труда, но и на предоставление компанией социального пакета, потенциальные возможности для развития и, конечно, внутренний климат. Иногда неформальные данные об обстановке внутри компании легко получить, запросив информацию в Интернете.
      В связи с этим разрабатывая мотивационную систему, мы одновременно можем "убить двух зайцев", мотивируя постоянных сотрудников и привлекая к работе в компании нужных специалистов. Грамотно выстроенная, функционирующая система мотивации, создавая условия для правильного развития потенциала сотрудников, фор-мирует их удовлетворенность работой и одновременно является привлекательной для специалистов, приходящих на вакансии и также желающих развиваться в рамках компании. Проще говоря, воодушевленная работа персонала организации — лучшая реклама для соискателей. Это не секрет, и многие компании, разрабатывая систему мотивации, учитывают имиджевую составляющую.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС