Служба кадров и персонал. – 2007. - № 11. – Стр. 35-39

Мотивация персонала не допускает обезличения
Это подтверждают исследования, проведенные в организациях Нижегородской области

Н. Семикова

директор по персоналу филиала ЗАО «СПК», г. Нижний Новгород

      Мотивация становится ведущим методом в управлении персоналом. Полное и глу-бокое ее использование позволяет организациям добиваться значительных результатов. Но персонал не является однородной массой, он состоит из индивидов, которые обладают множеством различий. Весьма специфические различия между мужчинами и женщинами.

      Как показывает практика, вопрос профессиональной деятельности женщин, как и их карьерный рост, в современном обществе поднимается все чаще. Однако наличие сходства или различия в мотивах трудовой деятельности мужчин и женщин еще далеко не выяснен.
      Сегодня тендер выступает и как модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, и как культурный символ, который конституирует доминирование мужского в обществе и подавление женского. «Гендер, таким образом, оказывается одним из базовых принципов социальной стратификации. Основой методологии тендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемые в обществе через гендер», - отмечал В. Агеев.
      Тендерные исследования - это выяснения всех форм взаимодействия и взаимо-отталкивания мужского и женского или, проще говоря, сосуществования мужчин и женщин в культурах, обществах, соотношение типов мужественного и женственного, свойственных для конкретного социума.
      Человек в своей жизни и деятельности должен придерживаться порядка, заведенного в обществе, ритуала, как механизма непрерывного воспроизводства общественной структуры в процессе взаимодействия людей, ее моральных норм. Э. Гоффман в своих работах уделял много внимания тендерному взаимодействию, он указывает на наличие «тендерного дисплея», проявления тендера. Понятие тендерного дисплея тесно переплетается с понятием «мотив». Ведь тендерный дисплей включает в себя: тендерные нормы; тендерные стереотипы; тендерную социализацию и идентифика-цию, то есть те элементы, которые сильно влияют на становление и реализацию потребностей и желаний человека. Мотив предполагает субъективную оценку. Мотивация, лежащая в основе нашего поведения, является результатом постоянного влияния определенного комплекса сознательных и бессознательных, чувственных, интеллектуальных, культурных и физиологических потребностей. Таким образом, разделяемые личностью ценности, нормы, стереотипы превращаются в ценностные ориентации (установки) человека, влияя на структуру и характер мотивов. Поэтому тендерный дисплей, с нашей точки зрения, представляет собой элемент механизма со-здания мотивации. Принадлежность к тому или иному полу направляет формирование мотивов по своему определенному руслу.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС