Проблемы теории и практики управления. – 2008. - № 10. – С. 107-115

МОТИВАЦИЯ И МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

НАЗИР ШАКИРОВ
доцент, кандидат экономических наук Российский государственный гуманитарный университет (Казанский филиал)


• Важной задачей менеджмента является правильная мотивация работников. Простейшая модель мотивации имеет всего три элемента - потребность, целенаправленное поведение, удовлетворение потребности
• Учитывая факторы, влияющие на мотивацию, выявленные в ходе научных исследований, менеджер может стать первоклассным специалистом, способным эффективно содействовать успешной деятельности компании

     Мотивация - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения целей организации, тем самым удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создается впечатление, что служащие работают только ради общих целей своей компании, все равно они ведут себя так потому, что уверены, что это лучший способ достижения их собственных целей.
     Некоторые менеджеры превратно истолковывают личную природу мотивационного процесса. Они уверены, что их действия по постановке целей, управлению компанией, выполнению различных заданий и соблюдению строгой дисциплины будут восприниматься подчиненными как достойный пример и вдохновлять их на работу, отвечающую ожиданиям руководства. В пределах короткого периода времени может оказаться, что такое поведение руководства и является ключом к мотивации. Но вскоре менеджеры замечают, что их подчиненным не хватает вдохновения, ответственности и желания делать больше необходимого минимума.
     Известно, что отсутствие энтузиазма в работе чаще всего наблюдается там, где имеется недостаток личного интереса к работе. Работники хотят чувствовать свое «партнерство» с ком-панией и с ее руководством. Им нужно понимать, как их личный успех связан с успехом компании, и они должны быть уверены, что дополнительная энергия, которую они добровольно направляют на выполнение своей работы, найдет отражение в награде, которую они получат от компании, будь то признание, повышение по службе или денежное вознаграждение. Кроме того, у них должны быть возможности почувствовать свою самостоятельность.
     Простейшая модель процесса мотивации имеет всего три элемента: потребность, целенаправленное поведение, удовлетворение потребности. Потребность представляет собой же-лание или стремление к определенному осязаемому или неосязаемому результату. Люди испытывают потребность в таких конкретных вещах, как одежда, дом, большой офис, личная машина и т.п. Но они также нуждаются в «неосязаемых» вещах - чувстве уважения, возможности личного роста и др.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС