Управление персоналом. – 2008. - № 6. – С.41-45

О ДВУХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ

Прошкин Б. Г.


      Вся жизнь человека от самого рождения до тризны проходит в пространстве разнообразных стимулов. В детстве его хвалят за хорошее поведение родители, в юности он получает оценки в соответствии с качеством выученных уроков от учителей, на производстве оценка его деятельности выражается в уровне заработной платы и премий, в материальных и моральных поощрениях со стороны руководства. И каждый раз в той или иной степени получаемые им вознаграждения связаны с уровнем демонстрируемых им результатов деятельности или поведения. Таким образом, жизнь каждого из нас можно представить как бесконечную череду взаимосвязанных актов действий и поощрений: " - действие - стимул - действие - стимул - действие - ". И в этой бесконечности теряется представление о том, что является началом этой цепи или отдельных звеньев ее: действие или стимул?
      Между тем разобраться в этом стоит. На наш взгляд, принципиально важным является выбор того, что следует рассматривать как первичное в каждом элементарном звене цепи действий и поощрений. Если начать его с акта действия ("действие - стимул"), то стимул выступает в качестве вознаграждения за уже выполненную человеком работу. Правда, такая диада актов грешит явной неполнотой, ибо не ясно, зачем в этом случае необходимо поощрение? Ведь работа выполнена, и поощрение на нее уже не может повлиять. Этот акт поощрения с точки зрения управления был бы бессмысленным, если бы на этом цепочка деятельности прерывалась. На самом же деле деятельность продолжается, и поощрение рассчитано на подкрепление желательного трудового поведения работника в дальнейшем. Есть надежда, что следующие действия человек выполнит также хорошо или даже еще лучше. Таким образом, полным является звено, состоящее из трех актов "действие - стимул - действие".
      Но ведь можно начинать звено с акта стимулирования ("стимул - действие - стимул") и здесь работает другая мотивационная логика, логика договора и торга. Субъект управления (руководитель, командир, тренер, родитель) перед началом осуществления действия сообщает объекту управления (подчиненному, воспитаннику, ребенку) о том, какое поощрение он намерен дать ему за надлежащее выполнение работы, и рассчитывает, что вдохновленный стимулом человек хорошо осуществит требуемую деятельность и в итоге получит поощрение. Так думает руководитель. Первым актом в этой триаде выступает стимул в идеальной форме, в качестве будущего, которое организует мотивационную сферу подчиненного и его деятельность. И эта схема мотивации тоже часто бывает эффективной.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС