Вестник Поволжской академии Государственной службы. – 2007. - № 12. – Стр. 107-112

МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

И.Н. Пащенко,

аспирант Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского


      Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Однако невозможно исследовать мотивацию индивида в отрыве от социальной реальности жизни. В социологической науке, ориентированной на определенную познавательную перспективу, используются соответствующие методы для изучения мотивации человеческих действий. Подход социолога к проблеме мотивации — это взгляд со стороны общества, нацеленный на включенность людей в социальные про-цессы, где их индивидуальные свойства либо несущественны, либо сами рас-сматриваются с точки зрения того, в какой мере они содержат общесоциальные черты.
      Мотивационную структуру личности образуют мотивационные переменные: мотив, потребность, цель, интерес. Мотив, в отличие от мотивации, — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, побуждает его деятельность, то, ради чего она совершается. Мотивация лее не ограничивается только побуждением, а мыслится и как процесс выбора между различными возможными действиями, и как процесс, регулирующий, направляющий действие индивида на достижение специфических для данного мотива целевых состояний, поддерживающих эту направленность.
      Взгляды на сущность мотива достаточно разноречивы. Так, в психологии мотив понимается как побуждение, потребность, цель, намерение, свойство личности, состояние. Точка зрения на мотив как побуждение, потребность очень распространена, однако такое понимание слишком узко. Е.П. Ильин предлагает рассматривать мотив в качестве сложного психологического интегрального образования, которое побуждает человека к осознанным действиям и поступкам и служит для них основанием [1, с. 46].
      Поведение и деятельность человека побуждается обычно несколькими мотивами, одни из которых являются основными, ведущими, а другие — подчиненными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции. Мотивы могут находиться в разных отношениях между собой. Они способны усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с существующими возможностями реализации действия. Далеко не всегда реальные мотивы осознаются человеком. Иначе говоря, при подготовке и выполнении действий часто мотивы обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС