МОТИВАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА. – 2008. - № 1. – Стр. 68-71

УПРАВЛЕНИЕ ПО СМЫСЛАМ КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ

Панцуркина Татьяна Казимировнабизнес-психолог, бизнес-тренер Центра психологии НГУ (г. Новосибирск)

      Практика показывает, что только факторы внутренней мотивации являются источником долговременного мотивирования персонала. Они имеют более стойкий и длительный эффект, чем факторы внешней мотивации, способствуют повышению степени лояльности сотрудников. Автор описывает первые шаги по формированию смыслообразующей мотивации и возможные проблемы, возникающие при использовании данного инструмента управления.

      В настоящее время проблема мотивации персонала становится все более актуальной. Пока, к сожалению, наиболее распространенным способом мотивирования персонала (как бы самым очевидным) остается материальный. Но он недостаточно эффективен, так как характеризуется ограниченностью своего воздействия, поскольку неизбежно наступает момент, когда работать только за денежное вознаграждение становится не интересно. Более эффективными оказываются те системы мотивации, которые учитывают и внутренние мотивы людей. Такие мотивы отличаются устойчивым и долговременным воздействием на результаты труда и отношение к работе. Это влияние обусловлено связью между тем, что работник делает, и тем смыслом, которым наполняется работа. Ведь очевидно, что каждый из нас более мотивирован выполнять работу, если он видит смысл в том, что он делает. Согласованность личных смыслов сотрудника со смыслами организации формирует лояльность, преданность (от английского "loyal" — "верный"). Поэтому формирование лояльности персонала можно считать одним из инструментов управления и укрепления компании.
      Польза от лояльности персонала очевидна. Лояльные сотрудники верны идеалам своей фирмы, готовы терпеть трудности, ответственно относятся к своим обязанностям, не требуют постоянного контроля. Они и во внерабочее время думают о компании, радея за общее дело, как за свое собственное, предлагают идеи, реализация которых может помочь развитию бизнеса, с пониманием относятся к переработкам, способствуют формированию позитивного образа компании в глазах окружающих. Лояльные сотрудники выгодны организации еще и потому, что обладают большей устойчивостью к попыткам хедхантеров переманить их в другую компанию. И чем более высококвалифицированными сотрудниками они являются, тем более ощутимой может быть их потеря для организации.
      Существует много способов повышения результативности работы сотрудников и борьбы с текучестью кадров: достойная зарплата, социальный пакет, участие в решении управленческих задач, возможность карьерного роста и т. п. Но нередки случаи, когда несмотря на солидный компенсационный пакет и прочие блага, предоставляемые организацией, работники увольняются. Это вызывает недоумение у руководителей, полагающих, что сотрудникам были созданы все условия для продуктивной работы.
      Каким образом решить проблему устойчивости кадрового состава? Как мотивировать сотрудников работать с полной отдачей? Как повысить их лояльность? Это далеко не праздные вопросы.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС