МОТИВАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА. – 2008. - № 2. – Стр. 110 - 117

ОПЫТ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ В АСПЕКТЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

      Новичкова Маргарита Васильевна
старший специалист отдела кредитных операций частных клиентов «Газпромбанк» (ОАО) (г. Москва)

      Статья посвящена проблеме выбора эффективных методов мотивации работников в условиях различия типов организационной культуры компании. Автор, исследуя влияние типов организационной культуры на методы мотивации работников, приходит к выводу: сильная организационная культура компании, приверженность ей работников, способствует формированию благоприятных взаимоотношений в коллективе, повышению производительности труда и росту воспроизводства человеческого капитала.

      В современной экономике, базирующейся на интеллектуальных ресурсах и информационных технологиях, работодатели и сотрудники заинтересованы в повышении качества работы и показателей деятельности организации, удовлетворенности каждого своим трудом. Таким образом, у работодателей возникла необходимость поиска эффективных материальных и нематериальных форм мотивации.
      В сознании руководителя сформировалась абсолютно новая концепция отношения к человеку — концепция управления человеческим ресурсом. Персонал в организации рассматривается как часть интеллектуального капитала, обладающая стратегическим потенциалом. Сегодня многие ученые и исследователи изучают организационную культуру компании в динамике ее развития. И уже 30% руководителей российских организаций применяют теоретические знания и навыки по формированию сильной организационной культуры на практике.
      Как известно, организационная культура представляет собой социально-экономическое пространство компании, в котором осуществляется трудовая деятельность работников на основе общих материальных, духовных и социальных ценностей, отражающих неповторимость, индивидуальность, а также стратегию развития данной организации. Культура объединяет все виды деятельности и взаимоотношения внутри организации, делает коллектив сплоченным, повышает эффективность работы и качество трудовой жизни персонала; она определяет модели мышления и поведения людей на уровне их формального и неформального взаимодействия в организации.
      Цель мотивации персонала состоит в побуждении работника к эффективному исполнению своих обязанностей для достижения целей организации. Мотив — это внутреннее осознанное побуждение к деятельности. Потребность — это осознанная за-интересованность в материальных, социальных, культурных, духовных благах и ценностях.
      В 2007 г. я провела исследования влияния организационной культуры на методы мотивации работников. В опросе участвовало 15 российских компаний различных сфер деятельности: по четыре организации из банковской сферы, сферы услуг и торговли и три — из производственной сферы.
      Результаты исследований по каждой сфере деятельности представлены в таблицах 1-4.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС