МОТИВАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА. – 2008. - № 1. – С. 72-78

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


      Лимаренко Александра Валерьевнауправляющий партнер консалтинговой группы "Яркая Личность", автор семинара-тренинга "Управление карьерой для НR-специалистов" (г. Санкт-Петербург)

       Автор рассматривает проблему повышения мотивации и лояльности персонала, обратившись к опыту дисциплины, изучающей вопросы управления мотивами потребителей, — к маркетингу и вводит новое понятие — b-2-р — рынок сотрудников как потребителей услуги "работа". В статье анализируются ошибки управленческих воздействий и предлагаются способы успешного "продвижения" на рынке b-2-р, благодаря которым могут возникнуть новые идеи взаимодействия с сотрудниками.

       КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивация, эффективное управленческое воздействие, маркетинговые технологии, рынок труда, внутренний потребитель, рабочее место как товар, особенности продвижения "работы", ошибки в продвижении "работы"

      Исследователи и практики в области трудовых отношений вновь и вновь обращаются к проблеме мотивации сотрудников. На ее изучение потрачено очень много времени, но однозначного решения пока так и не найдено. В последние годы руководителям компаний приходится изыскивать все новые и новые способы для того, чтобы удерживать ценные кадры. В одних компаниях для сотрудников строят квартиры, в других — увеличивают ком-пенсационный пакет за счет страхования жизни и пенсионных программ (при этом средний возраст персонала составляет 25-30 лет). Кроме этого, постоянно повышается уровень зарплат специалистов.
      Между тем можно по-новому взглянуть на проблему управления и мотивации персонала, если вспомнить, что сотрудники — те же потребители, исследованием поведения которых занимаются специалисты в области маркетинга. Маркетинговые понятия давно вошли в арсенал менеджеров по работе с персоналом. Кто-то из руководителей может спросить: "А нужно ли все это использовать в работе с сотрудниками? Они и так получают зарплату. Зачем что-то еще выдумывать?" Для того чтобы ответить на этот вопрос, приведем следующий пример. Представьте, что вы продаете товар, который есть и у многих других продавцов. Цена вашего товара самая низкая в городе, но при этом качество обслуживания в вашем магазине оставляет желать лучшего. Будете ли вы пытаться лучше обслуживать покупателей, если у вас появились конкуренты, предлагающие не только товар по той же цене, что и у вас, но еще и дополнительные услуги? Конечно, вы будете вынуждены это сделать, иначе в скором времени придется закрыть магазин. А нужно ли рекламировать свой товар? Если он очень высокого качества и по самым низким ценам — может быть, и не нужно (слухи сами распространятся). А если такой же товар предлагают и другие продавцы? Много ли вы продадите, не прибегая к помощи рекламы и РR? Гораздо меньше, чем рекламируя его! Таким образом, маркетинг персонала — это не только необходимо, но и экономически очень выгодно.
      Итак, попробуем посмотреть на рынок человеческих ресурсов под другим углом — как на рынок потребителей услуги, которую мы с вами предлагаем. Под услугой будем подразумевать предоставление рабочего места потенциальному либо существующему сотруднику.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС