СЛУЖБА КАДРОВ И ПЕРСОНАЛ. – 2007. - № 9. – Стр. 24-27
МОТИВАЦИОННЫЕ СХЕМЫ МОЖНО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
М. Комиссарова
директор по персоналу 000 "АЛФ Интернэшнл"
Руководство часто считает, что сотрудники могли бы больше сделать, если бы они были более мотивированы. И руководители правы! Большинство людей не использует свои возможности на все 100%. Почему? Как сделать, чтобы в компаниях работали просчитанные с точки зрения теории управления схемы? О чем, например, нужно помнить и знать при разработке системы мотивации в подразделениях продаж?
Мы уже почти смирились с понятием "средний уровень мотивации", и слово "мотивация" стало почти синонимом оплаты труда. Хочу напомнить, что мотивация и оплата труда не одно и то же.
Во-первых. Мотивировать - это значит:
• воодушевить (вооружить) мотивами, если их раньше не было или они ослаблены;
• почувствовать (поймать) мотив и предоставить возможность его реализации;
• внушить способы поведения ("кнут и пряник");
• манипулировать (тайно воздействовать);
• воздействовать (угрожать, хвалить, подкупать, карать, вознаграждать);
• предоставлять ресурсы для выполнения задач.
С моей точки зрения, руководить - это и значит мотивировать. Очень часто в от-кровенных беседах с сотрудниками, на "случайно" задаваемый вопрос о том, боятся ли они своих начальников, я получала ответ: "Да, боятся". К сожалению, неверие и страх являются привычной составляющей в работе многих сотрудников.
Как известно, сотрудники делятся на два типа:
• ориентированные на успех (механизм - поощрение, похвала);
• избегающие неудач (механизм - угрозы, штрафы, наказания).
Если искатель успеха разочарован, он очень быстро переходит в категорию укло-нистов. Ежедневная монотонная работа - длинный путь с пляжа. Среднестатистический руководитель (менеджер) похож на строгого отца или мать, которые подгоняют, напоминают, иногда воодушевляют, изредка угрожают, чтобы вместе дойти до дома, а не "тащить ребенка на руках". Настоящий менеджер похож на старшего брата или друга, который смог обратить тягостную дорогу в соревнование, поход за новыми при-ключениями.
С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС