ЭКО. – 2007. - № 6. – Стр. 82-95

КАК МОТИВИРОВАТЬ ПЕРСОНАЛ?

Е. А. КОЛОБОВА,
помощник директора ИЭиОПП СО РАН по международным связям,

В. И. ПИРОГОВ,
кандидат технических наук, первый заместитель генерального директора ОАО "Алтай-кокс",

Л. В. ВОЛКОВА,
зав. отделом ЗАО "Сибирская хлебная корпорация", Новосибирск


      Обследование персонала, проведенное на 11 предприятиях Сибири, позволило сделать неожиданный вывод: материальные стимулы побуждают к труду только экономически активных работников, а таких, по данным авторов статьи, около половины. Для остальных принцип: "Плати больше - сделаю больше" не срабатывает. Как же можно воздействовать на эту группу, для которой деньги не играют первостепенной роли? Предпочтение следует отдать развитию корпоративной культуры, внедрение которой на российских промышленных предприятиях позволит повысить экономическую эффективность.

      Человек экономический
      Большая часть современных экономических теорий [1], в частности, утверждение Адама Смита о "невидимой руке рынка", автоматически регулирующей поведение хозяйствующих субъектов в экономике [2], опирается на предположение о существовании Homo economicus (лат. - человек экономический), поведение которого рационально и характеризуется стремлением получить максимальную выгоду с наименьшими негативными последствиями.
      Но в 2002 г. Нобелевская премия в области экономики была присуждена двум американским ученым: психологу Даниэлю Канеману и экономисту Вернону Смиту, которые показали, что люди в экономической сфере действуют менее разумно и менее эгоистично, чем предполагалось в классических теориях. Ранее считалось, что человек руководствуется логикой и выгодой - покупает там, где дешевле, работает там, где больше платят, из двух товаров одинакового качества выберет тот, который дешевле. Исследования Д. Канемана и В. Смита показали, что все не так просто. Зачастую люди руководствуются не логикой, а эмоциями, импульсами, мнением "соседа", настроением и т. д. Но отменяют ли результаты этих исследований экономические теории, базирующиеся на представлении о рациональном поведении индивидов?
      С точки зрения экономического поведения можно выделить два типа личности - экономически активные и экономически пассивные. Первые ведут себя (с экономической точки зрения) рационально, руководствуясь выгодой и расчётом, их-то и можно назвать "homo economicus". Вторые поступают по преимуществу иррационально. Экономическая выгода не является для них мотивом при принятии решений. Поэтому проявление общепринятых экономических законов (в том числе и о рациональном выборе) зависит от того, какой тип личности доминирует в той или иной ситуации. Осознание этого важного обстоятельства позволяет понять удачи и неудачи в практическом применении экономических теорий. Поясним эту мысль.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС