ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ. – 2008. - № 7. – Стр. 73-83

МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ

МАРИНА ИЗМАЙЛОВА
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики, психологии и культурологии
Российский университет кооперации


      - Теория и практика мотивации - сложные вопросы, ответы на которые пытались найти многие ученые.
      - В настоящее время в научных кругах все большее внимание стали уделять теории справедливости и особенно теории атрибуции.
      - Теория атрибуции может внести большой вклад в процесс познания мотивации трудовой деятельности и способна преодолеть некоторые ограничения, свойственные теориям ожидания и справедливости.

      Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Знание того, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе трудовых действий, позволит разработать систему мер и методов управ-ления профессиональной деятельностью человека.
      Теория и практика мотивации - это сложные вопросы, ответы на которые пытались найти многие ученые. На рис. 1 графически представлены различные теоретические направления в области трудовой мотивации [1]. В частности, на рис. 1 показаны четыре основных подхода. Содержательные теории восходят к началу XX века и связаны с представителями школы научного менеджмента, такими, как Фредерик У. Тейлор, Фрэнк Гилбрет и Гарри Л. Гантт, которые предложили тщательно разработанные модели прогрессивной заработной платы для мотивации работников. Вслед за ними появились школа человеческих отношений, а затем содержательные теории мотивации А. Маслоу, Ф. Герцберга и К. Альдерфера.
      Содержательные теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как эти потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В них делается попытка ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. За содержательными теориями последовали процессуальные, согласно которым мотивация рассматривается в ином плане: анализируется, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и выбирает конкретный вид поведения. В процессуальных теориях не оспаривается существование потребностей, но предполагается, что поведение людей определяется не только ими. Основанные главным образом на когнитивной концепции ожидания процессуальные теории теснее всего связаны с работами В. Врума, Л. Портера и Э. Аоулера. Позже наибольшее внимание при изучении трудовой мотивации стало уделяться теории справедливости и особенно теории атрибуции.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС