УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. – 2005. – № 18. – С.44-47

СОЦИОНИКА И МОТИВАЦИЯ ТРУДА

ИВАНОВ Ю. В.


      В журнале "Управление персоналом" N 6 за 2003 год была помещена статья "Соционика и мотивация труда" Ю.В. Иванова. Продолжаем разговор о применении соционических методов при построении теории мотивации труда.
      На Западе продолжается разработка теоретических и практических подходов к мотивации труда. Одним из последних шагов в этом направлении явилась разработка английских специалистов по персоналу Ш. Ричи и П. Мартина (Управление мотивацией. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004). В предисловии авторы отмечают, что идея разработки (и книги) возникла от безысходности. Менеджеров продолжают обучать так, как будто Маслоу, Герцберги Макгрегор остаются единственными достойными внимания и изучения авторами. Никто и не спорит, они действительно были пионерами в своей области и внесли существенный вклад, однако их труды были созданы в период 1940 - 1960 годов. С тех пор так и не появилось исследований, которые были бы настолько общепризнанны и изучаемы так широко, как работы этих авторов. С тех пор наука управления должна была уйти вперед. Однако тщательный анализ существующей литературы ни к чему не привел. Единственное, что оставалось авторам - заняться самостоятельными исследованиями.
      В процессе исследования Ш. Ричи и П. Мартин рассмотрели факторы, которые были выделены как мотиваторы предшествовавшими исследованиями и опытом, и добавили к ним новые мотиваторы, которые до сих пор недостаточно учитывались. Число этих мотиваторов оказалось равным двенадцати. На основе этих мотивационных факторов был разработан уникальный мотивационный профиль (мотивационный тест), который выявляет относительную ценность мотиваторов для каждого человека. В процессе работы задействована большая экспериментальная база: были проведены анкетирование и обработка 1335 анкет менеджеров.
      Ш. Ричи и П. Мартин выделили 12 мотиваторов.

      1. Высокий заработок.
      Потребность в высоком заработке и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок. Данная потребность выявляет тенденцию к изменению в процессе трудовой жизни; увеличение трат обусловливает повышение значения этой потребности.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС