Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - №4. – С. 46-58

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ:
ИЕРАРХИЯ ИЛИ ГЕТЕРАРХИЯ?

Созинов В.А.,
канд. экон, наук, профессор кафедры экономики и менеджмента ВГУЭС


     Современное государственное управление в России, сложившееся к началу третьего тысячелетия, систематически критикуют с разных сторон. Около пятнадцати лет в России внедряется национальная модель управления, с издержками копированная с англо-американской. Эти издержки в самом начале предопределили отставание России от других стран в этой сфере деятельности. Экономика России всё больше приобретает сырьевой характер. Экспортная продукция России, особенно регионов Дальнего Востока, - сырьё с минимумом переработки (древесина, мороженная рыбопродукция, чёрный и цветной металлолом), при этом добавленная стоимость в обслуживающих отраслях здесь формируется на минимально возможном уровне, и два доллара на один доллар стоимости экспортируемого сырья добавляются в стране - потребителе сырья. Сложившиеся различия в состоянии экономики, составе, структуре, уровне и качестве экспорта, по моему мнению, связаны с различием в уровне и качестве организации государственного управления и местного самоуправления [1].
     Если исходить из известной теории институтов и институциональных изменений лауреата Нобелевской премии Дугласа Нортона, то рассчитывать на эволюционное и динамичное развитие России не приходится. Получается, что страна уже в самом начале своего движения в капитализм отстала от остальных конкурентов на мировых рынках по самому важному фактору развития - государственному управлению. Кроме того, из теории синергетики известно, что результаты эволюции предсказать сложно из-за возможности возникновения непредсказуемых изменений (бифуркаций) на каком-то её этапе. Есть ли другие способы нереволюционных изменений в управлении? Такой способ подсказывает синергетика - это проведение изменений в государственном управлении в форме коэволюции. Такой способ представляется мне наиболее предпочтительным, поскольку позволяет получить существенно более предсказуемые результаты. Если в эволюции фактором изменений является борьба за выживание, то в коэволюции, как известно, это взаимопомощь, согласованность и сотрудничество. Последнее содействует получению желательных результатов [1-6].
     Каковы возможные варианты перехода на тот уровень организации государственного управления, что позволит избавиться QT имеющихся проблем в организации и регулировании экономического развития на уровне органов исполнительной власти страны, а также органов исполнительной власти субъекта федерации (ОИВСФ)? Каковы условия и ограничения? Мной рассмотрены возможные варианты развития системы и структуры государственного управления на примере органов исполнительной власти субъектов федерации:
- совершенствование в рамках административной реформы, объявленной президентом Российской Федерации в сентябре 2004 г.;
- реструктуризация и реорганизация;
- развитие.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС