ВЕСТНИК МГУ. СЕР. ПОЛИТИЧЕСКИЙ НАУКИ. – 2005. - №5. – С. 5-15

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

В. Д. Нечаев


МЕЖУРОВНЕВАЯ КООПЕРАЦИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Политические преобразования в постсоветской России в первой половине 90-х годов XX в. шли по направлению к децентрализации власти, причем эти изменения в той или иной мере оказались зафиксированными в институциональной рамке российской политической системы. И хотя в качестве контраргумента этому тезису можно вспомнить о сверхвысоких полномочиях президента, определенных Конституцией, очевидно, что институционально власть была разделена. Важной составляющей этой системы разделения властей была автономия региональных и местных органов власти. Автономия последних специально была зафиксирована в ст. 12 Конституции, содержащей положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти РФ.
Казалось бы, общее направление институциональных изменений должно было способствовать возникновению в России системы вертикального разделения властей, что, согласно нормативной теории демократии и теории эффективной децентрализации, должно было привести к демократизации политической системы и повышению эффективности государственного управления. Реальность оказалась гораздо более сложной. Автономизировавшись, региональные и местные власти зачастую создавали внутри субъекта РФ или муниципального образования если не авторитарный, то, во всяком случае, и не вполне подконтрольный гражданам политический режим [1]. На региональном и местном уровнях власти обычным явлением стала коррупция, все более заметной оказалась неэффективность государственного менеджмента, проявилась ориентация на разрушение единого экономического и правового пространства России. Так или иначе, институциональная децентрализация не вела в полной мере к получению тех результатов, на которые рассчитывали указанные выше нормативные теории.
Во второй половине 90-х годов в научной и публицистической литературе получила распространение точка зрения, согласно которой причиной обозначенных провалов была политика ограничения реальной муниципальной автономии, проводившаяся региональными властями [2]. Однако существует множество примеров, когда достижение реальной автономии одним из муниципалитетов (как правило, столицей региона) или группой муниципалитетов вовсе не вело к повышению эффективности управления, хотя и могло стимулировать при этом политическую конкуренцию в регионе. Бесчисленные примеры политических войн 90-х годов между губернаторами и мэрами подтверждают данный тезис.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС