КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО. – 2005. - №6. – С. 8 -11

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ
НОВОГО РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Добрынин Н.М.,
заместитель губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа, доктор юридических наук,
профессор


Современный этап развития отечественного федерализма характеризуется весьма высоким темпом его реформирования, нацеленного на построение зрелого гражданского общества с эффективно действующими институтами государственного управления (в том числе и регионального). Вместе с тем процесс этот в значительной мере осложняется пережитками и противоречиями предшествующего развития отношений между центром и регионами в Российской империи и Советском Союзе.
Исторически проявившаяся специфика развития государственного управления в России привела к тому, что реальные федеративные отношения в нашем государстве начали формироваться только после 1991 г., когда рухнул "фантомный" советский федерализм [1] и в обществе начала устанавливаться демократия, которая применительно к отношениям между центром и регионами неизбежно приводит к федерализму [2]. Благодаря этому государственной власти в процессе реформирования приходится преодолевать наследие периодов, когда реального федерализма не было, отказываться от устоявшихся стереотипов в региональной политике, от привычных методов централизованного управления.
Для адекватного осмысления всей сложности стоящей перед государством и обществом проблемы необходимо понимание системы государственного управления как целостного механизма, все составные элементы которого должны сосуществовать в гармонии и согласно взаимодействовать в процессе реального управления. Применительно к проблеме построения нового российского федерализма это означает, что деятельность институтов центральной и региональной власти должна соответствовать друг другу, а также тем взаимоотношениям, которые нормативно предписываются двум этим уровням власти.
Отсюда следует необходимость целостного реформирования всей системы государственного управления, одной из целей которого должно стать построение новой модели федеративных отношений в нашей стране. "Целостность реформирования" означает, что необходимо осуществлять любые преобразования структурного и функционального плана в системе государственного управления с учетом последующих преобразований остальных элементов системы.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС