ВЛАСТЬ. – 2008. - № 3. – С. 42-45.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(Опыт эмпирического исследования)

ЛАРИСА БУРГАНОВА, СВЕТЛАНА БАТАЙКИНА


Имидж любого социального института конструируется различными агентами социального конструирования, среди которых основную роль играют различные средства массовой информации: телевидение, печатные издания, Интернет и т. д. В контексте проводимой в настоящее время административной реформы исключительную важность приобретают исследования имиджа государственной службы.

Имидж государственной службы в Российской Федерации на сегодня весьма неоднозначный. С одной стороны - государственных служащих часто обвиняют в отсутствии должного внимания к проблемам граждан, в некомпетентности, сознательной бюрократизации государственного управления. С другой стороны - государственная служба традиционно имеет определенный иррационально-циничный имидж-престиж, вызванный близостью к "власть имущим", возможностями, позволяющими конвертировать административные ресурсы в финансовые и т. д. И, наконец, нельзя забывать и о формальном позиционировании государственной службы как служению интересам государства и общества в целом.
Важность исследования имиджа института государственной службы обусловлена тем, что имидж, будучи символической реальностью, оказывает существенное воздействие на общественные отношения в полном соответствии с теоремой У. Томаса о том, что "ситуация, определяемая людьми как реальная, является реальной по своим последствиям". Негативный имидж любого социального института негативно сказывается на отношении к нему со стороны общества, а когда речь идет о государственной службе, последствия подобного негативного отношения весьма серьезные. Государственная служба символизирует для населения власть и властные отношения, и отрицательный имидж российского "чиновничества" ведет к недоверию к власти, вызывает социальную дезорганизацию, фрустрацию и апатию. Без доверия к органам государственной власти и управления и речи идти не может об эффективности масштабных реформ, которые проводятся в настоящее время в России. Исходя из этого, необходимым представляется более четкое понимание особенностей имиджа государственной службы.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС