ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМООПРАВЛЕНИЕ. – 2002. - №3. – С. 5-6

ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Буравлев Ю.М.


Существующее в современной науке суждение о том, что категория «цель» недостаточно изучена в теории управления, является вполне обоснованным. Подобное утверждение по отношению к другому управленческому понятию — «задача», тесно взаимосвязанному с целями управления, справедливо в еще большей степени. О недостаточном теоретическом обосновании категории «задача» свидетельствуют некоторые признаки. Взять хотя бы тот факт, что большинство современных научных словарей не раскрывают содержание этого понятия и чаще всего не упоминают о нем. Семантическое значение данного термина можно найти, например, в словаре СИ. Ожегова, где Задача — это то, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу, т.е. определить задание для достижения цели. 2. Сложный вопрос, проблема, требующий исследования и разрешения. Научное значение. 3. О чем-нибудь трудновыполнимом, сложном (разговорное). Нужно успеть в разные места. Задача!
Задачи обычно занимают промежуточное положении между целями и функциями управления, однако такая зависимость прослеживается не всегда. К сожалению, в методологическом отношении до сих пор не определены четкие и однозначные критерии разграничения этих понятий. Разумеется, научная и практическая потребность в этом существует.
Если попытаться сформулировать определение категории «задача» применительно к государственной службе, то можно остановиться на следующем варианте. Задача — это постановка задания субъектом управления по разрешению конкретной проблемы (жизненной ситуации) с учетом целей и ориентацией на функции управления, облеченная, как правило, в соответствующие правовые формы.
В настоящее время найдется весьма ограниченное число публикаций, в которых рассматривается данный вопрос. Одной из основных задач государственной службы является обеспечение работы аппарата органов государственной власти и управления по реализации их функций на основе Конституции Российской Федерации и иных правовых актов, выражающих интересы, права и свободы граждан, склонны считать отдельные авторы. Но, разрешая эту важную задачу, государственная служба не должна упускать из виду и другую ключевую задачу — создание необходимых условий для развития личности, укрепление основ гражданского общества.
Логическим следствием вышеназванных задач является обеспечение на основе профессионализма, соблюдения норм служебной этики, эффективной деятельности государственных органов исполнения должностей государственной службы.
Как показывает практика, обновление кадрового состава государственной службы, укрепление управленческого персонала зачастую происходит не самым лучшим образом. В частности, отсутствует единая продуманная система подбора кадров, работы с ними. Поэтому целесообразно отнести к задачам государственной службы дальнейшую демократизацию путей формирования и деятельности государственного аппарата, искоренение бюрократизма, протекционизма, коррупции, создание социальных, правовых и иных условий, необходимых для успешной, продуктивной работы чиновничества.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС