ПРАВОВЕДЕНИЕ. - 2004. -№ 1. – С. 26-36

О ВИДАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. Г. БАБЕЛЮК

 

Одним из немаловажных нововведений проводимой реформы государственной службы является нормативное закрепление Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. (далее — Закон о системе государственной службы) понятия «система государственной службы» (Первым в истории России нормативным закреплением системы государственной службы считается Указ Петра Т «О Табели о рангах» (1722), предусматривающий три вида государственной службы — военную, придворную и статскую. В 1917 г. указанная система государственной службы была отменена, однако складывающаяся практика советского времени доказывала, что служба в Вооруженных Силах СССР и некоторых других органах государства (прокуратуры, МВД и др.) имеет свои видовые особенности и должна регулироваться специальным законодательством) и указание на ее составные части — виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Следует отметить, что в законодательстве упоминание о «видах государственной службы» появилось еще в п. 5 ст. 7 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 мая 1995 г. (далее — Закон об основах государственной службы).
Многие ученые видовую классификацию государственной службы ставят в зависимость от классификации государственных органов. Однако проведение постоянных реорганизаций государственных органов, и особенно последнее изменение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти,6показали, что указанный подход малоприменим на практике.
Нельзя не отметить, что выделение таких видов государственной службы, как гражданская и военная, имеют и правовую, и научную традиции, а упоминание «правоохранительной государственной службы» появилось в научной литературе сравнительно недавно.
В Законе о системе государственной службы за основу видовой классификации взят в первую очередь функциональный признак. Согласно этому признаку виды службы отличаются по тому, какие функции государства осуществляются на должностях государственной службы. Важно подчеркнуть, что в определениях конкретного вида государственной службы осуществление определенных функций государства напрямую связано с исполнением должности государственной службы определенного вида, а не с видом государственного органа или государственной организации. Причем в п. 3 ст. 8 Закона о системе государственной службы закреплено, что в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС