Закон и право. – 2004. – №2. - C. 69-73

РАЗВИТИЕ ВЫБОРНЫХ ПРОЦЕДУР В РОССИИ (X – НАЧАЛЕ XX ВВ.)

КОРОБОВ В. В.


Государство российское прошло долгий путь накопления опыта демократического государственного устройства от примитивных форм народного представительства во времена зарождавшейся государственности до конституционного закрепления принципов свободных, равных демократических выборов в настоящее время. Изучение избирательных практик не только зарубежных выборных систем, но и российского опыта участия граждан в конструировании властных структур и государственном управлении представляется крайне важным на современном этапе демократического развития отечественной государственности.
По мнению большинства современных историков и правоведов, история избирательных процедур в России берет свое начало на территории Древней Руси в X в., когда среди политических институтов Киева, Новгорода, Смоленска, Пскова, Чернигова и других городов важное место занимали так называемые вечевые собрания. Вечевая деятельность формировала первые избирательные традиции и основы непосредственной, а также представительной демократии. При этом окончательную форму самостоятельной политической силы народное собрание (вече) принимает в период X-XII вв., что связывается исследователями с утверждением городов в качестве центров древнерусских земель, обладающих множеством государственно-властных функций - от административно-хозяйственного управления до военно-политического руководства. В условиях усиления значимости и усложнения управленческой деятельности разрешение части наиболее важных вопросов социальной жизни поручается народному собранию, которое постепенно превращается в "главный земской орган волостной государственности"(1). В перечне наиболее важных вопросов, разрешавшихся на таких собраниях, были вопросы призвания князей, избрания должностных лиц (первых управленцев), таких, как тысяцкий, сотский, посадник и др. Важно отметить, что процедура приглашения князя занять престол, приступить к управлению городской общиной зачастую сопровождалась составлением специального правового документа - "ряда" - договора между городом и князем, в котором отражались наиболее значимые вопросы взаимоотношений сторон. Такие нормативно-правовые акты, а также ряд дополнительных демократических процедур создавали во многих землях Киевской Руси X-XII вв. условия для контроля над деятельностью властных структур со стороны городских общин. О степени распространенности и значимости вечевой демократии того времени говорит тот факт, что, по свидетельству летописных источников, из 50 киевских великих князей 14 были приглашены к управлению по решению веча(2).


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС