Вестник межпарламентской ассамблеи. -1996. -№ 1. - C. 164-182

ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ СУДЬБА

Р. Ш. ГАНЕЛИН
(доктор исторических наук, академик РАО, главный научный сотрудник
С.-Петербургского филиала Института российской истории РАН)


Россия встретила XX век безо всякого подобия народного представительства общегосударственного характера. В большинстве населенных русскими губерний европейской части страны существовали выборные губернские и уездные земские учреждения, в которых преобладало дворянство, но они, как и городские органы самоуправления, были лишены всяких политических функций. За тем, чтобы те и другие ограничивались в своих действиях удовлетворением местных нужд, строго следили центральные и местные органы государственной власти. Консервативные сановники типа К. П. Победоносцева, называвшего конституцию «великой ложью нашего времени» и стремившегося «подморозить Россию», сторонники неославянофильского направления в общественной мысли, как и сам Николай II, видели в народном представительстве угрозу самодержавному образу правления. А к его неприкосновенности носители верховной власти относились с совершенно особенной заботливостью.
Не только представительное учреждение в любой его форме считалось опасным для самодержавия, но и объединение министров. По закону о Совете министров, принятому при Александре II, Совет мог собираться лишь по инициативе царя и под его председательством. Но Александр III попросту не делал этого. И Николай II в течение первой половины своего царствования вплоть до 1905 г. не собирал объединенного правительства, как оно тогда называлось. Императоры предпочитали встречу с каждым из министров один на один во время так называемых всеподданнейших докладов, опасаясь совместного противостояния министров монаршей воле.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС